Геленджикский историко-краеведческий музей

 

К вопросу о создании художником Айвазовским картины о приезде императора Николая I в Геленджик

«Море - моя жизнь. Проживи я  еще триста лет –

всегда нашел бы в море нечто новое…»

 И.К.Айвазовский

В 2017 году мы отмечаем 200-летие со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского - гениального художника-мариниста. В год юбилея хочется обратиться к  творчеству художника, тем более, что один из эпизодов его творческой биографии  связан с Геленджиком. Сопоставив факты, попытаемся разгадать тайну создания его картины, посвященной визиту императора Николая I в Геленджикское военное укрепление в 1837 году. 

            Иван Айвазовский (Гайвазовский) родился на берегу Черного моря в Феодосии 17(29) июля 1817 года.  Его самые ранние опыты в живописи  связаны с морем.  То ласковое, то грозное, бесконечно меняющее свой цвет, оно всегда было рядом и неудержимо манило к себе. До сих пор в Феодосии живут легенды о юном художнике, рисовавшем самоварным углем на белёных стенах домов море и корабли.Однажды эти  рисунки  увидел феодосийский градоначальник А.И.Казначеев. Он был настолько поражён талантом мальчика, что разыскал его и предложил учиться.  Казначеев помог будущему всемирно известному художнику поступить в  Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга, где Айвазовский смог  учиться у знаменитых признанных мастеров. Незаурядная одаренность молодого живописца обратила на себя внимание его выдающихся современников - А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, К.П.Брюллова, М.И.Глинки. Общение и дружба с ними оказали огромное влияние на личность и творчество художника. В 1837 году на академической выставке молодой художник  представил шесть картин, получивших высокую оценку общественности и Совета Академии художеств, который постановил: "Академист Гайвазовский удостоен к получению за превосходные успехи в живописи морских видов золотой медали первой степени, с которою сопряжено право путешествия в чужие края для усовершенствования".

Во время творческого  путешествия по Европе  Айвазовский получает  мировую известность. В 1844 году он становится живописцем Главного Морского штаба России, а с 1847 — профессором Петербургской Академии художеств.  Им было  создано огромное количество гениальных морских полотен, самые известные из которых  – «Девятый вал» (1850), «Черное море» (1881).

В биографии Айвазовского многое достойно восхищения. Его щедрость: нередко большую часть  сборов от выставок и продажи своих картин он  отдавал на благотворительные и общественные цели.  Поражает и  невероятное трудолюбие художника. За свою жизнь он написал более 6 тысяч картин, при этом круг его интересов живописью не ограничивался. Он побывал  во многих странах мира, в том числе через Атлантический океан добрался до Америки; присутствовал на открытии Суэцкого канала, проводил археологические раскопки в окрестностях Феодосии,  участвовал в маневрах Черноморского флота…

У Ивана Константиновича Айвазовского есть картина, посвященная посещению наших мест императором Николаем I.  Сама история этого визита достаточно хорошо отражена в исторической литературе.  Если же полистать современные каталоги всех произведений Айвазовского, картины под таким названием можно и не встретить. Тем не менее, то, что она действительно была написана – неоспоримый факт, подтвержденный исследователями разных лет. В 2004-2006 ее фотокопия  была представлена на выставке в Геленджикском музее.

Первое упоминание об этой картине встречаем в историческом очерке С.Эсадзе «Покорение  Западного Кавказа и окончание Кавказской войны», выпущенной в Тифлисе в 1914 году.

Для справки:

Семен Спиридонович Эсадзе (1870-1927) – известный военный историк Кавказа, член Кавказского отдела Русского географического общества, начальник Военно-исторического отдела  Кавказского военного округа, полковник.

Описывая приезд императора в Геленджик, Эсадзе иллюстрирует  текст черно-белой копией  картины под названием «Высадка императора Николая I в Геленджике 20сентября 1837 года».Сборник с этим текстом в разделе «Редкая книга» хранится в Геленджикском  музее. В книге есть маленькая, но важная для нас приписка: «Эта прекрасная картина, написанная известным маринистом Айвазовским, находится в Кавказском Военно-историческом музее в Тифлисе».  ПолковникЭсадзе знал об этом не понаслышке: в 1914 году он сам лично сопровождал по Кавказскому военно-историческому музею важного гостя – императора Николая II.

В   статье  Т.А.Колосовской «Из опыта сохранения исторической памяти военного прошлого»  раскрывается история создания этого музея в Тифлисе. В залах музея экспонировались образцы одежды, оружие,  вещи известных исторических личностей. Значимое место в музее отводилось картинной галерее, над созданием которой трудились художники Ф.А. Рубо, Н.С. Самошкин, И.К. Айвазовский. Перечисляя наиболее интересные экспонаты музея, Колосовская пишет: «Высадке Николая I  в 1837 году на черноморском берегу Кавказа, во время сильной бури и встрече его с отрядом солдат и офицеров во главе с  генералом А.Вельяминовым, посвящалась картина Айвазовского «Прибытие императора Николая I в Геленджик».

Интересно, в каком году и при каких обстоятельствах была написана картина? Для ответа на этот вопрос в 2007 году я отправилась в Национальную картинную галерею им. И.К. Айвазовского в Феодосию. В фондах галереи мне посчастливилось  поработать с материалами Н.С.Барсамова.

Для справки:

Николай Степанович Барсамов (1892-1976) – искусствовед,  талантливый художник, вдумчивый исследователь, директор галереи с 1923 по 1962 год. Результатом его многолетней деятельности стало многократное увеличение коллекции произведений Айвазовского и превращение галереи в крупное собрание маринистической живописи.

Глубоко изучив творчество художника, в книге «И.К.Айвазовский. 1817-1900»,  изданной в 1962 г.,  Барсамов перечисляет все работы художника, хранящиеся в музеях СССР. В списке картин «Без дат» есть и картина «Приезд императора Николая I в Геленджик». Размеры полотна впечатляют: 230-250 см. Здесь  же находим подтверждение, что в 1960-е годы  картина по-прежнему находилась в Грузии, в музее искусств Грузинской ССР.

Попытки узнать историю создания этой картины предпринимались сотрудниками Геленджикского музея А.А.Денисовым, М.Г.Минеевым - заведующим отделом древней истории,  автором выставки «Кавказская война в художественных образах». По предположению Минеева, эту картину Айвазовский создал под впечатлением от экспедиции генерала Н.Н.Раевского. Действительно, известно, что в 1839 году по личному приглашению Раевского художник принимал участие в боевых действиях на Черноморской береговой линии и создал  ряд картин, отражающих известные исторические события: «Высадка в Субаши», «Десант Раевского.1839». В эти дни он  близко сошелся с флотоводцами – М.П.Лазаревым, П.С.Нахимовым, В.А.Корниловым, встреча с которыми  помогла ему ближе познакомиться с техникой морского дела.В своей «Автобиографии» Айвазовский пишет:  "Я находился сначала с Н. Н. Раевским на пароходе "Колхида", потом перешел к М. П. Лазареву на линейный корабль "Силистрия", капитаном которого был П. С. Нахимов... Все мое вооружение состояло из пистолета и портфеля с бумагой и рисовальными принадлежностями".В этот период он мог сделать набросок наших берегов, который использовал для создания картины в будущем.

 Еще одна из версий музейщиков: вдохновленный успехом картины «Десант в Субаши», которую высоко оценил  и приобрел для своей коллекции император, Айвазовский, в угоду императору написал и картину о его визите в Геленджик  с задумкой подарить ее Николаю I в будущем. Но все это были лишь предположения…

Ответ удалось найти неожиданно. По совету краеведа из Архипо-Осиповки Сергея Бровко, я по переписке познакомилась с Т.А.Колосовской – кандидатом исторических наук, доцентом кафедры истории России Северо-Кавказского Федерального Университета. Она помогла найти материалы раритетного издания - «Путеводителя по Кавказскому военно-историческому музею» за 1915 год. Там, в перечне всех экспонатов этого  музея под номером 92 числится картина Айвазовского «Прибытие императора Николая I в Геленджик».Особый интерес  представляет краткая аннотация к экспонату: «Осенью 1837 года император Николай Павлович предпринял путешествие на Кавказ,  и 20 сентября военный пароход «Полярная звезда» ( по данным современных историков - «Северная звезда» - прим. автора) бросил якорь у Геленджикской бухты. На берегу ожидал его почетный караул из отряда генерала Вельяминова. Погода стояла ненастная. На море бушевала буря. Государь, в сопровождении только одного наследника цесаревича Александра Николаевича, спустился в шлюпку, а на руль стал граф Гейден, впоследствии  известный адмирал, и легкая шлюпка по бурным волнам понеслась к пристани. Картина написана Айвазовским со слов самого Гейдена». Действительно, в публикациях, посвященных визиту Николая I в Геленджик в списке тех,  кто его сопровождал есть и фамилия Гейдена.

   Кто же такой адмирал Гейден? Как оказалось личность весьма интересная.

Логин Логинович Гейден (1806-1901) – генерал-адъютант Его Императорского Величества (1849), адмирал (1861); член Государственного Совета (1895). Награжден орденами Св. Андрея Первозванного с бриллиантами, Св. Владимира 1-й степени, Св. Александра Невского с бриллиантами, Св. Анны 1-й степени, Св. Станислава 1-й степени.

В 1823-1826 годах совершив кругосветное плавание на шлюпе «Предприятие»,  Гейден был назначен адъютантом к начальнику Главного морского штаба. В 1829 -  он командир корвета «Львица», в 1831- фрегата «Беллона». Молодой офицер Логин Гейден быстро  приглянулся императору Николаю I. Вскоре он пожаловал Гейдена во флигель-адъютанты, объявив монаршую признательность «за примерный  порядок, тишину и быстрые успехи в обучении команды». С 1835 года,  Л.Гейден, в течение многих лет, выполнял «особые поручения», сопровождая на пароходах  «Высочайших особ»  Российского императорского дома и представителей королевских домов Европы. При личной встрече с Иваном Айвазовским, будучи очевидцем множества ярких исторических событий,  Гейден рассказал художнику о событиях 1837 года.

            Айвазовский в то время занимал  должность художника в Главном морском штабе и постоянно направлялся в места сражений для оперативного изображения боевых действий. Также известно, что  немало картин он  написал по  рассказам очевидцев.Так и здесь: вдохновленный рассказом адмирала, Айвазовский  соединил его  воспоминания со своими впечатлениями, зарисовками, сделанными много лет назад во время  посещения наших берегов  в 1839 году. Вероятнее всего картина была написана уже во 2-й половине ХIХ века. Всем известна уникальная способность Айвазовского рисовать не с натуры, а по памяти.  Вот как писал сам об этом художник: «Движения живых стихий – неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта. Сделав набросок  на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, покуда не выскажусь на нем моею кистью…».

Без ответа остался главный вопрос: где же эта картина находится в настоящее время? Последнее известное нам упоминание о ней  относится к концу 1980-х годов. Пролить свет на эту историю помогла Зиновьева Т.А. – заведующая отделом истории Геленджикского музея. Она вспоминает, что  в конце 1980-х гг. общалась с частым гостем музея Ниной Петровной  Воронковой (Кошевецкой) - ветераном ВОВ, учителем географии геленджикской школы № 1. Нина Петровна восторженно поделилась тем, что недавно  с  классом старшеклассников  вернулась из поездки  в Тбилиси. Посетив   музей искусств Грузии, группа была удивлена,  увидев среди экспонатов  музея полотно, связанное с историей нашего маленького Геленджика - картину «Визит императора Николая 1 в Геленджик». Все они были потрясены самим фактом пребывания императора Николая Iна геленджикской земле: в те годы это было известно только узкому кругу краеведов. По описанию Воронковой это было довольно крупное полотно  великого мастера, на котором  Николай I был изображен в  белом мундире… Есть надежда, что среди тех, кто будет  читать эту статью окажутся те, кто видели эту картину  и смогут поделиться своими воспоминаниями.

Вероятнее всего, долгие годы картина хранилась в Государственном музее искусств Грузии, где, как известно, была собрана богатейшая коллекция произведений живописи Грузии, России и Европы, в том числе  полотна таких художников как И.Репин, С.Суриков, В.Серов, И.Айвазовский. Но по  данным сайта  этого музея на 2015 год, в музее искусств сейчас открыт только золотой фонд, а живопись перенесена в Голубую Галерею - в то самое здание, где эта картина  была первоначально представлена зрителям в начале ХХ века. Запрос в указанные музеи результатов пока не дал. Что ж, это прекрасный повод отправиться в Тбилиси!

С  точки зрения мировой истории  картина Айвазовского отражает всего лишь  маленький эпизод российской истории начала ХIХ века. Для нас же, геленджичан, она имеет большую  историческую и краеведческую ценность. Она значима для нас вдвойне. Во-первых, посвящена яркому событию в  истории нашего Геленджика. Во-вторых, написана живописцем с мировым именем. И теперь мы точно знаем: одна из улиц города в микрорайоне Магилат не случайно носит  имя художника Ивана Константиновича Айвазовского – непревзойденного  мастера морских стихий, вдохновленного адмиралом Логином  Гейденом на создание  исторического полотна о событиях в Геленджике.

Ольга Фадеева

ст. научный сотрудник

Геленджикского

историко-краеведческого музея