Геленджикский историко-краеведческий музей

 

К 165- летию со дня рождения В. Г. Короленко

Он был безупречен и потому неуязвим

 

Владимир Короленко. Почти забытое имя. В памяти всплывают смутные, поблекшие от времени названия: "Дети подземелья", "Слепой музыкант", "Сон Макара". Пожалуй, эти книги из списка детского и юношеского чтения исчерпывают наши представления о творчестве писателя, который после смерти Л.Н.Толстого возглавил русскую литературу.

Сейчас даже трудно представить, какую поистине всенародную известность имело имя Короленко - его считали совестью русского народа. Не потому ли и забыто имя Владимира Короленко, что за эти годы утрачено много моральных ценностей, первая из которых - совесть

Русскую литературу XIX века трудно было удивить литературным дарованием, тем более, что Короленко написал немного: около полусотни рассказов и очерков, две повести ("Слепой музыкант" и "Без языка") и лишь одно крупное произведение автобиографического характера "История моего современника".

А.В.Луначарский, тонкий и умный критик, хорошо знавший его творчество, еще до революции говорил: "Короленко - кость от кости и плоть от плоти русской интеллигенции". В речи А.М.Редько, литератора, близко знавшего Владимира Галактионовича, на торжественном заседании, посвященном памяти писателя, прозвучали слова, выражавшие общее мнение: "Русской интеллигенции, чтобы выдвинуть из своей среды Короленко, нужно было 100 лет копить у себя идеалистическое настроение, ей свойственное, веру в творческую силу чистых людей, презрение к грубой силе, преклонение перед правдой- истиной и правдой-справедливостью".

Главная черта его творчества - всепобеждающий гуманизм. Эта черта сделала его, по мнению читающей публики и выражению Луначарского, "самым классическим из всех классических писателей", "избранным сосудом тончайшей гуманности".

В его книгах вы не найдете ни картин иступленных метаний заблудшей души, ни запутанных интриг и приключений. Напротив, все характеры, чувства и события озарены мягким светом все понимающей мудрости, сострадания, нежности и любви. Л.Н.Толстой называл Короленко "наш небожитель". А.П.Чехов говорил о нем: "Это мой любимый из современных писателей. Краски его густы и колоритны, язык безупречен, иногда изыскан, образы благородны".

И все же не литературные достижения обусловили уникальность явления Владимира Короленко. Хорошо сказал об этом критик и друг писателя А. Г. Горнфельд: "О лучшем произведения Короленко едва ли возможны споры: лучшее его произведение не "Сон Макара", не "Мороз", не "Без языка", лучшее его произведение - он сам, его жизнь, его существо".

Многие люди умирали за свои убеждения, немногим удавалось жить по ним. В.Короленко это удалось, удалось прожить жизнь, ни разу не поступившись своим убеждением: "В жизни всегда есть место только подвигу". Короленко шел своим путем, каждую минуту жизни выверяя меркой высоких нравственных норм. Мутная волна человеческого безумия и варварства разбивалась о монолит нравственной твердыни и откатывалась прочь, не замарав "сияющих одежд праведника". Он был безупречен и поэтому неуязвим.

Друзья в шутку называли его "банкиром": несмотря на свои скромные денежные средства, он умудрялся помогать огромному количеству людей, не являвшихся его друзьями и даже знакомыми. "Все знают, что бы ни случилось, - беги к Короленку", - шутливо сетовал он своим друзьям. "Верный в малом, верен и в большом", - сказано в Писании.

Будучи уже знаменитым писателем, жертвуя своими силами, здоровьем, ненаписанными произведениями, Владимир Короленко несколько лет жизни отдает защите удмуртских крестьян от несправедливого обвинения в человеческом жертвоприношении. Перед этим два года «работы на голоде», когда В.Г.Короленко со своей дочерью Софьей ездит по голодающим деревня, он открывает бесплатные столовые, преодолевая сопротивление местных властей и бюрократических чинуш. Еще через 10 лет он, подчас рискуя своей жизнью, будет в Полтаве один останавливать озверевшую толпу в припадке юдофобства, жаждущую еврейской крови.

Кто-то из великих сказал: "Единственные учебники жизни - биографии великих людей". Верующие люди читают Жития святых.

Я обращаюсь к вам, ни во что не верящим: почитайте Короленко, его произведения или его биографию, и вы поймете, что жить праведно легче и радостнее, чем жить хорошо.

 

И.В.Шарапова - сотрудник Геленджикского историко — краеведческого музея, работавшая в Доме- музее В. Г. Коороленко в 1990- годах.