Геленджикский историко-краеведческий музей

 

Судьба маленького человека в эпоху великих потрясений(?)

Вот уже прошло как сто лет с событий произошедших в октябре 1917 года, которые изменили нашу страну, да и весь остальной мир навсегда. Одним из итогов октябрьской революции стала братоубийственная гражданская война, споры о которой не утихают в обществе и поныне. Да что там в обществе, перекрестно известны примеры, когда политические взгляды раскалывали семьи на несколько лагерей. Об этом сегодня и пойдет речь.

В конце апреля 2015 года в Геленджикский историко-краеведческий музей пришёл запрос от Краснодарского регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз потомков российского дворянства – Российское Дворянское Собрание». Вопрос касался судьбы Березина Андрея Александровича, который, по сведениям Дворянского Общества, с 1911 года проживал в г. Геленджике (село Пшада), являлся организатором и дирижёром симфонического оркестра. Во время гражданской войны в 1919 году был убит большевиками в селе, в котором и проживал.

Изучение архивных материалов, имеющихся в Геленджикском историко-краеведческом музее, дало несколько неожиданный и интересный результат.

По воспоминаниям дочери Сидоренко Валентины Андреевны, Андрей Александрович Березин родом из Санкт-Петербурга был очень хорошо образован, грамотен и принадлежал к обеспеченной семье. В 1909 году по неясным обстоятельствам он с супругой и детьми (дочерью и сыном) выезжает в город Бежецк Тверской губернии, где организовывает производство черепицы. Производство не заладилось, сказалось отсутствие технических знаний. Вскоре, через два года, последовал еще один удар – скончалась его супруга.

Видимо испытав эмоциональное потрясение и финансовый кризис, Андрей Александрович отправляет сына Сергея Андреевича Миронова, к своим родителям в Петербург, а сам с дочерью уезжает в Геленджик, где проживает в селах Криница, Бетта, Текос работая пчеловодом. В 1914 или 1915 году переезжают в Пшаду и останавливаются на квартире вдовы с четырьмя детьми Мартыненко Анны Осифовны (Иосифовны?). С которой в последствии Березин вступил в гражданский брак.

Березин был хорошим музыкантом и даже когда-то состоял при оркестре в Мариинском театре. У него были свои инструменты, на которых он играл сам и учил детей - мандолина, гитара, балалайка, гармошка и кларнет. Помимо этого, в семье пели, причем вместе с детьми, запрещенные песни политического характера. Так же имелись песни собственного сочинения, одна из них «Против бар и царей». Приведу фрагмент текста как помнит его Сидоренко В.А.:

Против бар и царей за рабочих людей

Станем, братья, мы гордо и смело.

Мы борьбою живем, на борьбу вас зовем

За рабочее правое дело.

Вы не верьте попам, не друзья они вам.

А поповская служба святая

И грешна, и вредна. Вам свобода нужна.

А не чары волшебного рая.

Скоро, скоро народ сбросит с плеч тяжкий гнет

И, врагов вековых проклиная,

Он царицу пошлет на работу в завод,

Молотить и пахать – Николая.

Так как Березин Андрей Александрович, по словам дочери люто ненавидел духовенство, выступал против религии и вообще не поощрял существовавший в то время политически строй, но в то же время был человеком строгим и справедливым, жители села Пшада, в 1918 году, выбрали его секретарем местного ревкома и народным комиссаром. Но летом этого же года ситуация на Черноморском побережье изменилась. Красная Таманская Армия отступает с большого Геленджика и эту территорию занимают белогвардейцы-деникинцы.

По доносу священнослужителя Иванова, торговца Птущенко и офицера Черных белые заключают Березина в Новороссийскую тюрьму, где он проводит шесть месяцев и подвергается пыткам. К этому времени жители Пшады собирают подписи, поручаются за Андрея Александровича и добиваются его освобождения. Несмотря на это его вместе с другими заключенными выводят под конвоем на Суджукскую Косу, строят в ряд на обрыве и производят расстрел… Но в Березина намеренно не стреляли. После казни остальных арестантов его отпустили на свободу. Ночью одиннадцатого февраля 1919 он вернулся домой, полностью седой с длинной бородой. На следующий день, двенадцатого февраля, приведя себя в порядок, Березин А.А. пошел на сход граждан, чтобы поблагодарить крестьян за поруку.

В этот же день в село приехал отряд белых некоего Козлова. Офицеры отряда квотируются в доме священника Иванова, где, проводя досуг выпивают и веселятся. Во время веселья понадобилась им гитара, за которой и послали сына священника Алексея к школьному учителю. Вернувшись ни с чем, Алексей пояснил, что учитель ответил отказом, ибо инструмент принадлежал не ему, а Березину. У офицеров возник вопрос: «Кто такой Березин?» представитель духовенства рассказал…

В десять часов вечера, вернувшись со двора, Андрей Александрович сообщил жене, что слышал разговор соседки с кем то, и судя по всему спрашивают его. Он собрался выйти и узнать, что к чему, но тут в дверь постучали. Вошли шестеро – трое офицеров и трое рядовых. Одни бросились к Березину и принялись его душить и крутить руки. Другие начали вязать в простыни различный скарб. Испугавшись всей этой картины, жена и проснувшиеся дети закричали. Это видимо и остановило нападавших. Прекратив насильственные действия, они сообщили присутствующим, что Березин им нужен для дачи показаний и завтра утром он вернется…

На утро в реке было обнаружено изуродованное мертвое тело Березина Андрея Александровича, которое в последствии было погребено на территории сельского кладбища.

Это все воспоминания Сидоренко Валентины Андреевны касательно своего отца. Скорее всего эти воспоминания дают больше вопросов, чем ответов. Если Березин был секретарем революционного комитета, то почему он не ушел из села вместе с Таманской Армией или не примкнул к красным партизанам, которые скрывались в горах? Ведь хорошо известно, что с Таманской армией двигался огромный обоз, где находились семьи таманцев и сочувствующие большевикам, которые боялись мести белогвардейцев. Почему деникинцам, чтобы выпустить из тюрьмынародного комиссара,хватило поручительства крестьян села Пшада? Не могли выпустить комиссара под таким предлогом из тюрьмы! В гражданскую войну за меньшее расстреливали.

Давайте попробуем разобраться во всем этом.

В архивах музея хранится еще ряд документов, касающихся этого события, – это письма Сергея Андреевича Миронова, сына Березина А.А. Эти воспоминания более содержательны и имеют ряд подробностей, проливающий, пусть и тусклый, но свет на это дело.

Его воспоминания подтверждают факт, что Березин А.А. был очень хорошо образован, грамотен и принадлежал к хорошо обеспеченной семье. А жена его имела пролетарское происхождение и трудилась на заводе. От семьи жил отдельно, иногда навещая её.

По воспоминаниям Сергея Андреевича, когда им в школе преподавали Закон Божий и Евангелие, отец настоятельно требовал, чтобы особенно хорошо изучалось Евангелие. Миронов объяснял это тем, что Березин был последователем Льва Толстого и даже выезжал из Бежецка на его похороны. Причастность к толстовцам подтверждает факт проживания его в Кринице в коммуне поселении последователей Льва Николаевича. Приверженность к учению Толстова отца, по утверждению Миронова подтвердили мать и сестра Березина в 1917 году. Когда в сентябре 1917 года Сергей Андреевич приезжал в Пшаду к отцу, то последний революционными событиями не интересовался и никакой агитационной работы не вел, хотя из-за религиозных и политических взглядов и в самом деле находился в контрах с местным священником Ивановым. Правда и то что служил Березин в качестве секретаря в сельском совете, но это было связанно с тем, что он являлся самым грамотным жителем села, а не с революционной деятельностью. Кстати, председатель совета Шабан Павел, опасаясь расправы, ушел вместе с Таманской Армией. Чего не сделал его секретарь - Андрей Березин, который по-видимому думал, что ему ничего не угрожает.

В принципе, учитывая его философские взгляды, человеком он был не опасным – пропаганду не вел, никого не убивал и не третировал. Да и не мог по определению - толстовцы практиковали ненасилие. Это и объясняет поруку крестьян, последователи Льва Николаевича, занимаясь хлебным трудом, оказывали активную помощь местным земледельцам: предоставляли бесплатно медицинские услуги, обучали детей грамоте. Вот его и выпустили через полгода из Новороссийской тюрьмы (был бы ревкомом, скорее всего, расстреляли на месте).

Так что, сопоставив воспоминания детей Березина Андрея Александровича, можно сделать вывод, что погиб он в результате грабежа (мародёрства). Эту версию косвенно подтверждает выписка из протокола №2 заседания районной комиссии красных партизан от 13 декабря 1931 года: «Березин Андрей Александрович. В декабре (?) месяце 1919 года убит белыми. В партизанских отрядах и Красной гвардии не был. Причины убийства не известны. В звании красного партизана и красногвардейца отказать.»

 

Миркаримов Р.Р.

Литература:

  1. Архив МБУК «ГИКМ» Ф-4, Д №258.

  2. Газета «Прибой» от 7.12.1967г. ст. «Это было в Пшаде»

  3. Краеведческие записки. Геленджик. «Вариант». 2004 г. - Т.А. Небиеридзе — «Жизнь, озаренная гением» с. 188.

  4. Новороссийский филиал крайгосархива фонд Р – 1, опись 1, ед. хранения 226, лист 12.