А.Колесникова

Александра Аведисовна…Произносишь это имя, и перед мысленным взором встает яркая, красивая, энергичная женщина, с улыбкой на устах и добрыми, веселыми, карими с искоркой глазами.

Удивительная женщина, заслуженный работник Российской Федерации, известный краевед - с ней связана целая эпоха культурно-общественной жизни нашего города прошлого века.

В 1963 году Александра Аведисовна возглавила Геленджикский историко-краеведческий музей. Этот период можно назвать «золотым веком нашего музея. История каждого музея всегда связана с определенными людьми, благодаря которым происходит таинство «рождения музея» Александра Аведисовна была подлинной яркой личностью творившей свой музей, возвращая к жизни забытые и малоизвестные страницы истории Великой Отечественной войны. Она всегда была «на гребне волны», всегда чувствовала актуальность темы в тот или иной период времени. Военно-патриотическая тема являлась одной из ведущих тем того периода. Упорная собирательская работа, выявила много интересных предметов, но для Александры Аведисовны всегда на первом месте были люди. Благодаря большому количеству собранных материалов, была создана новая экспозиция Великая Отечественная война в IV зале старого музея, стационарные и передвижные выставки. Несмотря на то, что в годы войны Геленджик был городом-прифронтовым – тема Великой Отечественной войны трактовалась широко, выходя за рамки сугубо музейной работы. Регулярно проводились встречи ветеранов Великой Отечественной войны, который организовывал музей масштабно с участием школ и учреждений города. Местные жители воотчию видели героев, общались с ними. В городе царила атмосфера настоящего праздника. Это имело патриотическо-воспитательное значение молодежного поколения, в настоящем, высоком смысле этого слова.

Около 40 лет своей жизни А.А.Колесникова отдала культуре города. Натура энергичная, творческая, она сплотила подлинную «музейную семью» - круг единомышленников, объединявших как штатных сотрудников, так и окружающих музей людей, близких ему по духу.

Это были годы напряженной трудовой деятельности. Под руководством Колесниковой наш маленький провинциальный музей стал известен всей стране. Были расширены экспозиционные площади, увеличились фонды, посещаемость, создано при музее экскурсионное бюро. Открыты музейные объекты под открытым небом: «Батарея № 394 капитана Зубкова», «Землянки командования 18 десантной Армии», «Дом-музей им.В.Г.Короленко» на сегодняшний день единственная мемориальный музей – усадьба братьев Короленко. Данная музейная деятельность сопровождалась колоссальной научно-исследовательской собирательской работой. Музею была присвоена II категория (для сравнения Эрмитаж, является музеем I категории). Наш музей постоянно участвовал во всероссийских и всесоюзных конкурсах, смотрах, получал награды. На протяжении многих лет носил звание «Музей отличной работы».

Александра Аведисовна была руководителем требовательным, но справедливым. Имея постоянную профессиональную связь с ведущими музеями страны, она заботилась о профессиональном росте сотрудников, так умела организовать работу коллектива, что каждый музейщик работал с полной отдачей своих профессиональных знаний, сил, энергии.

Уровень музейной работы был высоким, т.к. коллектив располагал постоянной информацией обо всех нововведениях в работе музеев страны. Работать в музее под руководством А.А.Колесниковой было престижно в городе.

Большое внимание Александра Аведисовна уделяла и формированию кадров музейных работников. При поступлении нового сотрудника, она проводила с ним собеседование, определяя свои требования: поступающий сотрудник должен был быть образован, владеть речью, уметь мыслить и грамотно излагать свои мысли устно и письменно, уметь общаться с посетителями на всех уровнях. Иметь непросто интерес, а большой интерес к краеведению. Затем устанавливался испытательный срок. Первоначально досконально изучалось музееведение, затем готовилась экскурсия по залам музея. Помимо исторических фактов в ходе подготовки надо было хорошо знать экспозиционный материал: историю каждого предмета, фотографии документа, представленных в экспозиции, а так же историю города – это было обязательным. Для повышения квалификации Александра Аведисовна помимо того, что сама посещала курсы в ведущих музеях страны, она отправляла научных сотрудников в республиканские краевые музеи. Ежемесячно проводились семинары, на которые директор приглашала специалистов в зависимости от заявленной темы. Мы постоянно находились в динамике развития творческих и профессиональных качеств.

Вдохновляя и организуя наш коллектив, Александра Аведисовна вкладывала в музейную работу свой ум и душу. Происходил процесс воспитания личности музейного работника, когда интерес к музейной деятельности не навязывался, а умело формировался.

Она давала мощный импульс и коллектив всегда заряжался ее энергией. Так было, когда сотрудники готовили научно-практическую конференцию «Геленджик в битве за Кавказ», которая проходила в 1978 году. Шла напряженная работа, уровень приглашенных был достаточно высоким: присутствовали представители командования Северо-Кавказского фронта, Черноморского флота: генерал-майор А.Гречкин, вице-адмирал, Герой Советского Союза, почетный гражданин Геленджика Г.Н.Холостяков, контр-адмирал В.Т.Проценко, которые выступали с научными докладами. Это был круг общения нашего директора и музея. На многочисленных фотографиях Александра Аведисовна запечатлена с Л.И.Брежневым, Ю.А.Гагариным – первым космонавтом страны, была лично знакома с Аркадием Райкиным, Риной Зеленой, Юрием Левитаном.

В юбилейный год русского писателя-публициста В.Г.Короленко, нельзя не отметить огромный вклад Александры Аведисовны в создание Дома-музея В.Г.Короленко. Явилась инициатором создания в доме Иллариона Короленко литературного музея писателя Владимира Короленко. Были собраны мемориальные экспонаты, были найдены родственники писателя, с которыми велась обширная переписка. А.Колесникова была лично знакома с Софьей Владимировной – дочерью писателя. Марией Лошкаревой – племянницей писателя (дочь сестры В.Короленко); Вадимом и Георгием Короленко (сыновья Иллариона Короленко). В этот период в Геленджике, побывала второй раз знаменитая советская писательница Мариэтта Шагинян.

Она посетила музей и оставила запись в книге отзывов музея: «С огромной любовью и старанием собрано все, что относится к Геленджику и Геленджикскому району. Сердечно благодарим за часы с пользой и удовольствием проведенные». Мариэтта Шагинян. 07.05.1959г. В конце 60-х годов наш город посетила писательница Никольская А.Б., автор книги «Пропавшие письма», несколько глав которой посвящено нашему городу и музею. В главе «Геленджик», автор пишет о директоре музея Колесниковой А.А., как о высокопрофессиональном музейщике, помогавшей ей разобраться в большом количестве краеведческого материала, собранного писательницей, отличить достоверные факты от вымысла. Надо заметить любовь к книге Александра Аведисовна пронесла через всю свою жизнь. По ее инициативе и личном участии, была создана музейная библиотека, в которую вошли редкие издания краеведческой и мировой литературы. А.Колесникова была инициатором и одним из авторов издания путеводителя по истории города «Геленджик и его окрестности», выдержавший несколько изданий, до сих пор является самым точным изданием по трактовке исторических фактов.

Александра Аведисовна – человек с большим добрым сердцем. Для своего коллектива она была другом и матерью. Ее беспокоило все: здоровье коллег, детей, внуков, моральное и материальное состояние их семей. При малейшей просьбе всегда оказывала помощь. За ней коллектив себя чувствовал как за «каменной стеной». Но прежде всего была работа: напряженная, творческая, после которой каждый чувствовал моральное удовлетворение. А сколько интересного и познавательного сотрудники музея узнали во время экскурсий, которые Колесникова устраивала, когда заканчивался курортный сезон! С ней мы объездили почти весь Союз. Это были не просто экскурсии, а знакомства с уникальными памятниками мировой истории и архитектуры.

Музейщик – это особая категория людей, которые одержимы идеей сохранения истории и культуры прошлого и настоящего, работающие бескорыстно, в основном на энтузиазме. Дмитрий Лихачев, недаром назвал музейщиков и библиотекарей «последними святыми на Руси» - это в полной мере относится к Александре Колесниковой.

Старший научный сотрудник отдела фондов Т.А. Небиеридзе.

Предыдущая запись
Истинный музейщик

24 марта 2015 года свой 85-летний юбилей отмечает Владимир Федорович Карачевцев – Заслуженный работник культуры Кубани, Знатный работник культуры Геленджика,...

Подробнее
Следующая запись
Музейщик – это состояние души

Более 30 лет работает в нашем музее заведующая отделом природы Людмила Андреевна Яновская, интеллигентная, общественно активная и увлеченный своим делом...

Подробнее
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство культуры Краснодарского края
Золотое кольцо Боспорского царства
Год театра в России
Сокровища геленджикского музея