Античный Торик

Античный Торик

«…Быстро облетевшей розой», - назвал греческую античность немецкий философ Гегель. … Античность… это слово будит мечты. На протяжении веков образы, которые оно вызывало рождали в людях желание совершить путешествие, познать великую цивилизацию…Дыхание этой удивительной эпохи коснулось и нашего города. Мы имеем возможность мысленно совершить путешествие в то далекое время.

На берегу Геленджикской бухты, в районе Тонкого мыса, было открыто античное поселение Торик. Первое упоминание о нем содержится в перипле Псевдо-Скилака, составленного в IV в. до н.э. «… Тореты. За керкетами народ тореты и эллинский город Торик с гаванью..». Псевдо-Скилак – греческий путешественник, географ IV в. до н.э., который свой труд о плавании по Средиземному и Черному морям подписал именем Скилака. Это имя он взял у Скилака Кариандского - греческого мореплавателя и географа VI в. до н.э., труды которого утрачены.

В 1971-1974 годах были проведены археологические раскопки Новороссийско-Геленджикской экспедицией института археологии Академии Наук СССР под руководством Н.А.Онайко обнаружена уцелевшая и часть античного здания VI-V вв. до н.э. В здании сохранилось двадцать одно помещение и два коридора общей площадью 1540 кв.м. Здание было прямоугольной формы, включая выступающую угловую часть, вероятно, сторожевую башню. Стены сделаны из местного необработанного камня на глинистом растворе. Внешние стены шире и сложены аккуратнее, чем внутренние. Почти все помещения имели дверные проемы, выходящие во внутренний двор, площадь которого 900 кв.м.

По предположениям археологов, здание было не единственным на территории. За 2500 лет, в результате абразии и неумолимого наступления моря на сушу, другие постройки города не дошли до нас. Несохранившаяся часть, видимо, располагалась ниже, поэтому Торик как и все античные города Причерноморья, мог иметь террасообразную планировку, обращенную к бухте.

Основатели колоний античные греки. Существует несколько версий происхождения жителей Торика. По одной версии, основателями были ионийцы – древнегреческое племя. В VI в. до н.э. началась массовая эмиграция ионийцев, Милета – одного из самых больших и богатых античных городов-полисов, расположенных на территории Малой Азии (современная Турция). Колониями Милета было большинство античных городов на Северном побережье Черного моря.

По другой версии, переселенцы были из Аттики – одной из областей материковой Греции. На аттическом побережье существовал город – полис (город-государство) Торикос, основанный в VII в. до н.э. Возможно, по названию метрополии была названа и колония на берегу нашей бухты.

В последние десятилетия VII в. до н.э. на Северном побережье Черного моря стали возникать греческие колонии. Первоначально это были небольшие временные поселения эмпории – пункты торгового обмена между греческими купцами и местным населением, которое греки называли варварским.

Колонизационное движение было одно из важнейших явлений исторического развития античной Греции и вошло в историю под названием – «Великой греческой колонизации», вызванное экономическими и социальными причинами: перенаселением городов-полисов, недостатком земель, политической борьбой. Переселение происходило таким образом: собирались группы людей (от 100-150 до 1000 человек), выбирались или назначались руководители групп – ойкисты. Перед отправлением на новые земли спрашивали совета богов. В этом плане важную роль играл Дельфийский оракул. Если прогноз был положительный, то сразу отправлялись в путь, если нет, то некоторое время выжидали, а затем опять запрашивали оракула, пока не получали положительный ответ. Отправляясь в путь, колонисты помимо бытовых вещей, увозили с собой пламя родного очага, который был священен. Богов, которым поклонялись на Родине.

По предположению археологов, жители Торика были разные по характеру и профессиональным навыкам люди. По всей вероятности, колонисты были малосостоятельными людьми.

В здании Торика, занимавшем площадь целого квартала древнего города, могли жить несколько семей, которые состояли в родственных отношениях между собой. На это указывают изолированные помещения с выходами во внутренний двор. Основная часть переселенцев была, видимо, ремесленниками, которые занимались металлообрабатывающим производством. О хорошей квалификации специалистов можно судить по применению сыродутного способа плавки железа, бронзолитейному делу. При раскопках были обнаружены куски шлака железной руды, капельки бронзы. Изготовление металлических изделий давало возможность продавать товары собственного производства местному населению: наконечники стрел, копий, сельскохозяйственные орудия. Судя по остаткам больших печей и шлаков, производство металлических изделий играло большую роль в экономике Торика. Сырьем служила руда керченского типа, которая добывалась, видимо, где-то поблизости. Стоит заметить, что потребность в металле – это один из стимулов колонизаторской политики античных полисов-метрополий. Интересен факт, что при раскопках Торика не было найдено ни одной монеты. Можно предположить, что колонисты и местные жители расплачивались друг с другом предметами натурального производства. Одним из эквивалентов денег были изделия из металла, особенно оружие. Наконечники стрел с литком на острие могли выполнять функцию монет. Монеты-стрелки использовались в античных городах Причерноморья. При раскопках Торика был обнаружен один такой наконечник.

Помимо металлообрабатывающего производства колонисты занимались еще и гончарным. Было найдено много керамических лепных сосудов разнообразных форм. В основном это горшки для пищи и миски, которые использовались как столовая посуда. В колониях античным грекам приходилось приспосабливаться к местным условиям и жить проще. Вероятно, кухонную посуду переселенцы делали для себя, т.к. столкнувшись с более суровым климатом, чем это было на родине, им приходилось чаще принимать горячую пищу. Изготовляли и более крупные горшки для хранения продуктов. Следует отметить, что в гончарном производстве, как и во всех аспектах жизни колонистов, происходило взаимовлияние, проявляющиеся в форме и орнаментике изготовляемых сосудов: в керамике, найдено в Торике много черт меотской и среднекубанской посуды.

Определенную роль в хозяйстве переселенцев играло ткачество, рыболовство, охота. Были обнаружены при раскопках пряслица, грузила, поплавки из пемзы для сетей.

Большая часть экономики античного Торика принадлежала посреднической торговле: из материковой Греции и метрополий везли вино, оливковое масло, светлоглиняные и красноглиняные чаши (типа лутериев), чернолаковую и краснолаковую керамику. Было обнаружено много фрагментов чернолаковых сосудов, образцы родосско-ионийской художественной керамики, огромное количество амфор с широкими полосами, хиосские и протофасоские, сероглиняные со стаканообразными ножками. Это свидетельствует, что привозилось много вина и оливкого масла. В античный период такие амфоры служили тарой. Водоизмещение древнегреческих галер измерялось амфорами. Все это затем перепродавалось местным племенам.

Из Торика же поставлялась в метрополии древесина: окрестности нашего города были покрыты лесами. Занимались земледелием, но в очень ограниченном количестве: горная местность не подходила для этого вида сельского хозяйства. Из орудий труда были найдены только железный серп и зернотерка. Производились в небольшом количестве и продукты животноводства. По всей видимости вывозились рабы, поставляемые местными племенами, а также воск, мед, которые выменивали у населения.

Для античного грека его маленький город был тем миром, в котором он в наибольшей мере ощущал свою свободу, свое благосостояние и собственную личность. Переселяясь на новые места, он привозил с собой и весь уклад жизни. В его менталитете всегда присутствовало чувство общности и единения с другими: на общегородских церемониях, совместного оправления культов, которые разграничивали жизнь древнего эллина. Поэтому в этих условиях частная жизнь отходила на второй план.

Вполне очевидно, жители античного Торика могли себя чувствовать в коллективе комфортно. По мнению археологов, они вели жизнь трудового люда: изготовляли разную продукцию для себя и для продажи. Видимо, в процессе жизни наиболее удачливые в торговых сделках колонисты стали более зажиточными. Как было упомянуто, в открытом при раскопках здании проживали семьями, поэтому были женщины и дети. Вероятно, детей было немного. Античные греки были достаточно эгоистичными, они не хотели иметь много детей, т.к. если будет несколько наследников (мальчиков), то семейное достояние, какое бы оно не было, может распылиться по частям. Древнегреческий ученый Платон в своих «Законах» пишет, что следуя духу закона желательно иметь мальчика и девочку. Обучались обычно грамоте только мальчики. Возможно, в Торике и была небольшая школа, потому что каждый свободный древний эллин должен был быть грамотным (хотя при раскопках не было найдено ни одной детской игрушки, т.к. обычно их делали из глины и дерева).

Каждая семья в здание имела свои комнаты. Обычно дома древних греков разделялись на две половины мужскую и женскую (гинекей). Основная обязанность женщины – быть хранительницей домашнего очага (эта функция и в Торике оставалась прежней). Обычно между мужем, занятым бесконечными делами и женой, редко выходящей из своих покоев общение было ограничено, но тем не менее семья, на протяжении многих веков оставалась прочной, тем более учитывая условия и окружение, в которых находился Торик, семьи здесь были более сплоченны.

В быту пытались следовать привычному для античных греков образу жизни. Обстановка в комнатах была скромной. Столы, лежанки, лари были сложены из местного камня. Мебель была примитивна. Часто мебелью служили плоские каменные плиты, из которых делали лежанки, а также приспосабливали под каменные столики. Сооружались в комнатах очаги из камня и глины, который помимо культового значения служил для обогрева и приготовления пищи. Использовали самодельную и привозную глиняную посуду. В экспозиции музея представлены лутерий – чаша для умывания и омовения и всевозможные женские туалетные сосуды из глины: лекиф, амфориск, которые являлись характерными предметами для использования античными греками.

Одевались жители Торика, надо полагать, скромно. У них не было белоснежных гимантиев (плащ) или хитонов (короткая туника, закрепляющаяся на плечах застежками, завязками), в которых мы обычно представляем древних греков. Античное одеяние представляет собой отрез ткани, который оборачивается вокруг тела и закрепляется застежками и поясом. Обычно ремесленники носили эксомиду-тунику, которая оставляет одно плечо открытым, на талии придерживается поясом, а на втором плече скрепляется застежкой или завязывается узлом. Зимой кутались в грубошерстные плащи. Тканей не сохранилось, но вероятно женщины-колонистки ткали для своих нужд и, возможно, немного для продажи.

Древние греки ели обычно два раза в день: скромный завтрак на заре и в конце дня - дейпнон – ужин. Меню скромное, в основном, вегетарианское: оливки, овощи, лук, бобовые; молочные продукты – сыр, молоко, кислое молоко; фрукты – яблоки, груши. Мясо ели редко: по праздникам. Гораздо больше ели рыбу. Пили воду, молоко разведенное с медом. Вино, которое смешивали с соленой водой и специями, чтобы не портилось при перевозках. Античные греки в еде были всегда скромными и умеренными. (При раскопках были обнаружены кости домашних животных, птицы, а также кости рыб, дельфинов, клешней крабов, раковины моллюсков).

Основополагающим началом в жизни древнего эллина было мифологическое мироощущение. Реальная жизнь была переплетена с легендами и с мифами. Население Торика так же, как жители других колоний Северного Причерноморья, явления природы представляли себе как действия божественных сил, которые олицетворялись в образах богов: прекрасных и страшных. Переселенцы привезли в колонии культы богов, своих покровителей. Если Торик основали ионийцы, то их покровителем мог быть Апполон – один из самых могущественных богов греческой мифологии. Принадлежал к 12 богам, жившим на горе Олимп вместе с Зевсом. Имел много ипостасий: бог–прорицатель, покровитель искусств, бог-света (как бога света его олицетворяли с солнцем). Имел дар врачевания, покровитель пастухов и моряков. Культ Апполона возник в Ликии, на юго-западе Малой Азии (современной Турции). К X в. до н.э. ему уже поклонялись как одному из верховных греческих богов. Одним из его деяний являлось убийство гигантского змея Пифона в Дельфийском ущелье. Там был основан знаменитый Дельфийский оракул, который в древности был непререкаемым авторитетом. К нему обращалось бесчисленное количество людей, в т.ч. переселенцы. Возможно, в Торике исповедовали культ Апполона Дельфиния (дельфин – один из символов Апполона), который считался покровителем переселенцев, моряков, пролагателем морских путей и очень почитался в Причерноморских колониях. Помимо культа Апполона, вероятно, исповедовался культ женских божеств: культ богини Кибелы, Великой матери богов, покровительницы благосостояния поселений и городов.

Культ Афродиты – богини любви и красоты, помимо этого Афродита представлялась как богиня плодородия, вечной весны и жизни. Дарующая земле изобилие, спутница и добрая помощница. Возможно в Торике исповедовали культ Афродиты Понтии – богини моря, покровительницы моряков, помогающая им в плавании. Вселенная: земля, горы, море по представлению древних были объяты силой Афродиты.

Специфической особенностью культов богов колоний в Причерноморье является смешение культов греческих богов с культами местных варварских богов. Складывались культы: Верховного божества, связанный с культом Зевса, Богини Девы, в которой соединились греческие богини: Афродита, Артемида, Афина. Священнодействия происходили у алтарей, на которых совершались жертвоприношения.

Наряду с общими культами, в колониях существовали домашние культы. Священным местом дома считался очаг, как алтарь богини Гестии (покровительницы домашнего очага), вечный огонь которого был символом устойчивости и надежности.

Домашние культы были связаны с жизненными этапами семьи, поэтому религиозные ритуалы, в частной жизни переселенцев очень просты: символический жест, обращенный в сторону солнца; краткая, но часто произносимая молитва; помещение камня, символизирующего присутствие бога у очага, очищение-омовение, жертвоприношение. В сознании древнего грека символом божественного присутствия могли быть камень, бревно, иногда совсем бесформенные, или грубо обработанные, с почтением хранившиеся в семьях. Назывались они Хоапа (вырезанные вещи). При раскопках Торика было обнаружено красноглиняное изделие яйцеобразной формы (возможно, это одно из Хоапа). Оно находилось в помещении с выложенной полукругом вымосткой, которая, возможно, служила алтарем. К сожалению, при археологических раскопках поселения не было найдено ни одной скульптуры или статуэтки с изображением богов. Тем не менее каменные вымостки, рядом с которыми располагались очаги, служившие алтарями и жертвенниками, а так же маленькие чашечки, найденные при раскопках, имели ритуально-культовое назначение: жертвенное возлияние молока, смешанного с медом или вина разбавленного с водой. Существовал ли храм в Торике?. Каким богам поклонялись жители? Были ли еще здания? Мы этого уже никогда не узнаем. Все это давно погребено на дне моря…

Завершая путешествие в древнюю историю нашего города можно отметить, что античное поселение Торик просуществовало около века (вторая четверть VI – середина V вв. до н.э. За это время поселение находилось в системе давно сложившихся экономических торговых дипломатических отношений с северо-причерноморскими и, вероятно, средиземноморскими центрами, но превратиться в город-полис ему было не суждено. Чем это было вызвано? При раскопках здания археологами было прослежено 3 этапа строительного периода: один основной и два последующих, связанных как текущими ремонтами-укреплениями стен здания, так и серьезными разрушениями в результате каких-то природных катастроф.

Далее особенностью этого здания являлось отсутствие каких-либо хозяйственных построек за его пределами. Это повышало пожароопасность поселения. Следует отметить и поспешность при строительстве первого периода: явное стремление колонистов к обособлению – все это говорит, видимо, о напряженных отношениях между колонистами и местными племенами. Факты к истории взаимоотношения могли бы дать материалы раскопок некрополя, но до сих пор не обнаружено его местонахождение. Возможно, он тоже покоится на дне моря.

Основание колоний, в Северном Причерноморье, шло двумя путями: южным и западным. По одной из версий колонисты пришли к нам южным путем, который был более древний и короткий. (Он восходит еще к путешествиям аргонавтов и Ясона – в греческой мифологии участники плавания на корабле «Арго» за золотым руном в страну Эю (Колхиду), предводителем аргонавтов был Ясон). Древнегреческий Торик играл большое значение как первоначальная станция по пути следования греческих кораблей к Боспору Киммерийскому (Керченскому проливу).

Видимо, жители Торика занимались необходимым ремонтом и оснащением проплывающих судов. Но двигаясь южным путем колонистам негде было укрыться от штормов, пополнить запасы воды и еды, т.к. между греческими колониями: Фасис (Поти) и Ториком не было ни одного греческого поселения. Местные племена, занимаясь пиратством, нападали на древнегреческие галеры. Поэтому маршруты кораблей были измены. Постепенно, все большее значение приобретал западный путь: более длинный, но безопасный. Удаленность от северо-причерноморских городов-полисов, уменьшение объемов экспортируемой продукции, агрессивное поведение местных племен и вооруженные столкновения с ними колонистов. Все это в совокупности предопределило гибель Торика.

Древний Торик погиб в огне пожарища в середине V в. до н.э., возможно это случилось после набега варварских племен. При раскопках в одной из стен здания был обнаружен застрявший наконечник стрелы. Более поздний Торик, вероятно, был перенесен в другое место, т.к. на территории Геленджикской бухты были обнаружены следы культурного слоя эллинистического времени (IV-I вв. до н.э.). Но это уже был эмпорий – временный пункт торгового обмена.

Наконец, наше путешествие завершилось. Время неумолимо… Античный Торик канул в вечность… Его история является частью мировой цивилизации.

Старший научный сотрудник отдела фондов Небиеридзе Т.А.

Предыдущая запись
К 150-летию со дня рождения А.С.Серафимовича

В январе 2013 г. исполнилось 150 лет со дня рождения Александра Серафимовича Серафимовича (Попова) – писателя, журналиста, одного из первых...

Подробнее
Следующая запись
К 150-летию со дня рождения А.С.Серафимовича

В январе 2013 г. исполнилось 150 лет со дня рождения Александра Серафимовича Серафимовича (Попова) – писателя, журналиста, одного из первых...

Подробнее