Писатель А.Бестужев-Марлинский в Геленджикском укреплении.

Штабс-капитан Бестужев Александр Александрович, служивший в лейб-гвардейском Драгунском полку, который стоял под Петергофом в Марли (отсюда литературный псевдоним «Марлинский»), был широко известен как поэт, повествователь, критик, сподвижник Рылеева, Одоевского, друг Грибоедова и Пушкина.

За участие в декабрьском восстании (1825г.) на Сенатской площади в Петербурге, А.А. Бестужев-Марлинский был сослан в Сибирь на вечное поселение и каторжные работы.

В феврале 1829 года из далекого Якутска он просил императорский штаб зачислить его рядовым в Отдельный Кавказский корпус. Писатель надеялся, что участие в войне позволит ему получить офицерский чин и выйти в отставку, обрести желанную свободу. Летом того же года его отправили на Кавказ, где он познал всю тяжесть солдатской жизни.

По прибытии на Кавказ, А. Бестужев с ходу принял участие в походе в Турцию, где проявил храбрость и отвагу с надеждой на награду и помилование. Однако, писатель-декабрист не знал, что еще до его прибытия, командиру Отдельного Кавказского корпуса И.Ф. Паскевичу было направлено специальное письмо, в котором сообщалось о воле царя – ни в коем случае не представлять А.А. Бестужева к повышению в звании и к наградам и «доносить только на высочайшее благовоззрение, какое именно отличие им сделано». Таким образом, царь Николай I лишал писателя единственной возможности – своей кровью и своей храбростью в боях избавиться от солдатчины.

Но начальник штаба Кавказского корпуса генерал Алексей Александрович Вельяминов, зная о тяжелой участи, которая выпала на долю писателя-декабриста, и желая дать ему возможность отличиться, в конце лета 1834 года добился от командира Отдельного Кавказского корпуса Г.В. Розена откомандирования А. Бестужева в части Кавказской линии и Черномории.

Перед отрядом генерала А.А. Вельяминова стояла трудная задача – впервые совершить переход из Ольгинского укрепления на Кубани в крепость Геленджик и построить на реке Абин первое в левобережье Кубани крепостное сооружение. Путь от Ольгинской до Абина пролегал через болота и плавни, покрытые камышами, а до Геленджика нужно было пробираться через горы и ущелья.

Письма того времени полны чувств, которые испытывает писатель в бою: «Идут ли стрелки занимать лес, аул, реку, я кидаюсь впереди: скачут ли казаки за всадниками, я несусь туда. Мне любо, мне весело, когда пули свищут мимо…»

Несмотря на его заверения, что воюет он «без цели», его отношение к войне было осмысленным. Как все декабристы, он считал прогрессивным присоединение Кавказа к России. И вместе с тем осуждал те методы, с помощью которых царское самодержавие стремилось покорить Кавказ и Причерноморье.

Уже в первом походе в Геленджик Александр Бестужев, не скрывая, любуется и восхищается черкесами. В этот период писатель услышал рассказы о легендарном разбойнике Мулла-Нуре, действующем в районе Тенгинского ущелья. Мулла-Нур облагал данью проезжающих через ущелье богачей, отдавая беднякам собранное зерно, деньги и приобрел у населения любовь за доброту, честность и справедливость. Удивительная личность Мулла-Нур глубоко взволновала писателя. Он захотел увидеть знаменитого разбойника и действительно встретился с ним, беседовал и стал его кунаком. Благородный с возвышенной душой горец, борец за социальную справедливость, был близок писателю-декабристу.

Впоследствии А.Бестужев-Марлинский использовал рассказ легендарного черкеса о его судьбе для создания своей лучшей кавказской повести «Мулла-Нур». Он много размышлял над его судьбой, характером и работал над созданием этого произведения особенно тщательно. Образ горца, созданный в повести «Мулла-Нур», это своеобразный кавказский Пугачев, что, конечно, явилось вызовом царскому самодержавию.

После изнурительных боев, отряд генерала Вельяминова, наконец, пробился к Геленджику. Александр Бестужев-Марлинский остановился в доме коменданта крепости полковника Чайковского, единственном во всем Геленджике в то время доме с окнами из стекла. Остальные дома – полуземлянки, едва поднимавшиеся над утрамбованной почвой. В доме вместе с комендантом Чайковским жили его жена и ее сестра, которые с несколькими офицерскими женами составляли женское общество в крепости. Бестужев видел как женщины мужественно и стойко переносят невзгоды суровой жизни черноморской крепости. В доме Чайковского писателя встретил радушный прием. Несмотря на то, что это был глухой, заброшенный уголок Причерноморья, отрезанный от мира Кавказским хребтом и морем, здесь знали и любили произведения Марлинского.

Облик писателя-декабриста в солдатской шинели, создавшего талантливые произведения и сражавшегося среди покрытых пышной зеленью равнин и заснеженных гор Кавказа, привлекал внимание всех прогрессивных людей России. Еще при жизни его имя стало поистине легендарным… Литературный критик того времени В.Г. Белинский писал: «Это один из самых примечательнейших наших литераторов. Он теперь безусловно пользуется самым огромным авторитетом: теперь перед ним все на коленях, если еще не все в один голос называют его русским Бальзаком, то потому только, что бояться унизить его этим и ожидают, чтобы французы назвали Бальзака французским Марлинским».

Свои впечатления от похода в Геленджик, Александр Александрович описывает в повести «Он был убит». Автор рассказывает о переходе через горы, о том, как наконец герой достиг вершины и «был восхищен видом на обе стороны, взобравшись на хребет Маркоча, отделявший Приморье от Закубанья. Позади тысячи долин и ущелий под чернетью теней от гор, под серебром речек, сверкающих от солнца. Впереди необъятное Черное море, со своими приютными заливами, с изумрудными волнами, с утесами, ворвавшимися в их середину…»

В повести «Он был убит» Бестужев-Марлинский предвосхитил Михаила Лермонтова, Эта повесть, как и роман «Герой нашего времени», начинается с авторского вступления, предпосланного к нескольким отрывкам из дневника погибшего офицера, якобы попавшего после его смерти Александру Бестужеву, который и предал гласности некоторые из них.

В этом произведении писатель указывает дату окончания похода – 14 октября 1834 года. Таким образом, мы смогли узнать, когда сам А. Бестужев впервые достиг Геленджика и увидел Черное море. Кстати сказать, 170 лет уже минуло после этого события! Своим братьям о первом походе в Геленджик Александр Александрович пишет: «Мы вошли в ущелье 10 октября. Мы дрались за каждую пядь земли , завоевывали дорогу кирками… Перешли потом через огромный хребет со всеми тяжестями по чудно разработанной дороге, отдохнули в Геленджике, где я был на море, на судах, купался в фосфорных зеленых волнах, парился лавровыми вениками, ел летучих рыб, камбалу… и потом, околесив кругом, проложив другую дорогу, мы возвратились к Кубани. Каких трудов и сколько крови стоило нам это!»

За самоотверженность и отвагу при исполнении воинской службы, наконец-то, в конце 1835 года А. Бестужева произвели в унтер-офицеры с переводом в 3-й Черноморский батальон, размещавшийся в Геленджике.

Вот и снова в Геленджик… Только в конце марте 1836 года Бестужев-Марлинский добрался до Геленджика, а 23 апреля он пишет родным: «Живу в землянке сырой, душной, по крайней мере не завидно против других: все в подобных же дворцах горюют. Вообще надобно сказать, что с тех пор, как я на Кавказе, никогда не жил я так скверно. Это настоящая ссылка: ни писем, ни запасов, ни развлечений… К довершению радостей, кровли крыты землей, и при малейшем дожде в землянках по колено вода…, смертность в крепости ужасная, что день, от 3 до 5 человек умирают. Но духом я не падаю».

Получив офицерский чин, А. Бестужев надеялся уйти в отставку, чтобы продолжить писательскую деятельность. Но резолюция царя Николая I на прошении писателя была однозначна: «…не Бестужеву с пользой заниматься словесностью, он должен служить там, где сие возможно без вреда для службы. Перевести его можно, но в другой батальон».

Писательское творчество – была единственная отрада. Столик в землянке завален книгами и рукописями, в свободные от службы часы писатель не выпускает из рук перо и бумагу. Литературная слава Александра Марлинского росла с каждым годом. О нем говорили как о лучшем прозаике своего времени, вольнолюбивые герои его повестей вызывали всеобщее восхищение. На Кавказе писатель создал свои лучшие, наиболее зрелые художественные творения, такие как «Мулла-Нур», «Он был убит». Здесь же он написал свое последнее произведение – песню «Плывет по морю…»

В течение 6 лет знаменитый писатель скитался по палаткам, землянкам и грязным хатам, а судьба готовила трагический конец этой яркой и замечательной жизни. Угрозу своему положению Бестужев-Марлинский начал чувствовать каждодневно и с особенной тягостью. Узнав о смерти А.С. Пушкина и побывав в Тифлисе (ныне Тбилиси), он пишет брату: «Чувство страшного одиночества привело меня на могилу Грибоедова в Тифлисе. Заказал священнику панихиду по двум убиенным Александрам».

Не прошло и четырех месяцев, как А.А. Бестужева-Марлинского не стало. В 39 лет он погиб в схватке с черкесами при высадке десанта у мыса Адлер 7 июня 1837 года.

Что может интересовать современного читателя в произведениях Бестужева-Марлинского? Кроме желания познать русскую классику, в Марлинском подкупает непосредственный пафос рыцарского служения истине, беззаветная преданность долгу, чести, доблести, храбрости.

Бестужев-Марлинский – теперь уже далекое прошлое как для России, так и для нашей малой Родины – города-курорта Геленджик. Но и сегодня это прошлое представляет собой живую духовную ценность для нас. В нашем историко-краеведческом музее бережно хранится память об этом удивительном гражданине-патриоте нашего Отечества.

( Использованы фондовые материалы музея;

Литература: А.А. Бестужев-Марлинский «Избранное», М. 1988г

Декабристы на Кавказе, М. 1986г

Н. Веленгурин «Дорога к Лукоморью», Краснодар, 1976г.

Черкесия в 19 в., Майкоп, 1991г.

Архивные материалы историка Геленджикского историко-краеведческого музея М.Г. Минеева)

Н. Т. Соловьева

Предыдущая запись
История первого храма на Кубани.

В царствование Екатерины Великой (1762-1796 годы) во внутренней жизни России вводились более правильное государственное устройство и порядок: страну разделили на...

Подробнее
Следующая запись
Декабристы на Северном Кавказе.

Восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади – кульминационное событие и итог движения декабристов, важное звено в революционном процессе...

Подробнее
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство культуры Краснодарского края
Золотое кольцо Боспорского царства
Год театра в России
Сокровища геленджикского музея