В актерской карьере мне «чертовски» повезло: Геленджик в судьбе актера Георгия Милляра

В юбилейный год российского кино в Геленджикском историко-краеведческом музее построена выставка «Киноистория Геленджика». В одной из витрин представлены материалы Георгия Милляра, актерская карьера которого началась именно у нас в Геленджике.

Краткие данные энциклопедического словаря сообщают: Георгий Францевич Милля́р (7.11.1903- 4.06.1993) - актёр театра и кино,народный артист РСФСР (1988). В кино с 1929 года. Острохарактерный актер, мастер гротеска.

Родился в Москве в семье французского инженера Франца де Милляра и дочери иркутского золотопромышленника Елизаветы Журавлёвой. Воспитанием мальчика занимались не только родители, но и гувернантки-француженки, которые учили его языкам, живописи и музыке. Из воспоминаний Георгия узнаем, что именно в детские годы он по-настоящему влюбился в театр: «В семье у нас всегда царила атмосфера музыки, театра. Меня водили в оперетту, где я сидел, почти не дыша, зачарованный красочностью и яркостью увиденного…». Но счастливое беззаботное детство пролетело очень быстро.

Вот тут-то и начинается самое интересное. Журналисты и кинокритики, освещая биографию актера, в один голос утверждают, что с наступлением войны, мама Георгия решила отправить его на лето подальше от Москвы, в тихий Геленджик, где жили его бабушка и дед. О какой войне идет речь, - данные противоречивы. Некоторые источники сообщают, что это было в начале Первой мировой войны, судя по другим – в начале гражданской. На счастье, в фондах Геленджикского музея сохранилась автобиография актера, в которой он пишет: « В 1917 году я поехал на лето в Геленджик к деду и бабке. Фронт гражданской войны отрезал юг от Москвы, и мне пришлось на 5 лет застрять в Геленджике, где я с перерывами продолжал учиться в средней школе. Работал в курортном Управлении, а затем служил штатным бутафором в местном театре. Случалось иногда играть на сцене – заменял заболевших актеров. В Москву вернулся в 1922 году…».

Попытаемся раскрыть, что же стоит за этими сухими анкетными данными. Подробнее узнать, как звали деда, и по какому адресу располагался дом, пока не удалось. Не трудно догадаться, что этот период стал настоящим испытанием в жизни будущего актера. Представьте, что творилось в 1917-1918 годах в Геленджике. По словам самого Георгия «…время было жуткое, город переходил то к белым, то к красным, то к зеленым».К тому же после революции имущество, в том числе и квартира в Москве, было конфисковано, семья осталась без средств к существованию.

Опасаясь большего, родственники предусмотрительно подправили ему фамилию, с этого времени он становится просто Милляром. Георгий продолжил обучение в школе, которая располагалась в здании гостиницы Кордеса неподалеку от современной школы № 3. Позднее Милляр вспоминал: «Наша школа была трехэтажная, деревянная…У себя дома, в Геленджике, я любил устраивать спектакли. Материалом обычно являлась опера «Фауст», которую я знал наизусть. По секрету скажу, даже пел его сам в старом заброшенном сарайчике за домом. Но это были домашние радости. А вот помню один случай, которой позволил мне заслужить успех в масштабах города. Устраивали концерт с большим количеством самых разнообразных номеров. Придумав себе пародийный номер-карикатуру на старый кинематограф, я решил выступить с ним в этом шикарном концерте. Получилось необычно и неожиданно…»

Именно в геленджикский период Георгий начал свой путь в театр. Чтобы как-то обеспечить свое существование, 16-ти летний паренек решил устроиться на работу в театр. Конечно, о карьере артиста в этом возрасте мечтать было, по меньшей мере, смело, поэтому он устроился бутафором. В одном из интервью он вспоминал: «… При любой возможности я старался попасть на спектакли театра «Рекорд» (располагался на месте современного городского выставочного зала по ул. Островского, 16). Вскоре меня пригласили в театр работать бутафором. Время было непростое, на работу я пробирался осторожно, через заборы и сады…». Милляр знал все диалоги наизусть и постоянно стоял за кулисами, наблюдая, критикуя или наслаждаясь магией спектакля. И однажды ему повезло. Актриса, игравшая главную роль в спектакле «Золушка», заболела. Из двух зол – отменять спектакль или срочно искать любую замену – директор театра выбрал второе. Ни о чем не подозревающие зрители в тот вечер искренне аплодировали очаровательной Золушке - 17-летнему Георгию Милляру. Публика не только не узнала в Золушке переодетого парня, но и проводила главную героиню настоящей овацией. «Никогда не забуду тот трепет в душе», - позднее вспоминал актер. С тех пор в геленджикском театре так и повелось: если с кем-то случалась неожиданная беда - на подстраховке всегда был Георгий. Вот так в 1920 году благодаря счастливой случайности с женской роли началась актёрская карьера Георгия Францевича.

Впереди его ждала учеба в Школе юниоров при московском Театре Революции (ныне театр им. Маяковского), роли в театре, судьбоносная встреча на киностудии им. Горького с режиссером-сказочником Александром Роу, множество ярких ролей в кино. Дети 1970-х с нетерпением ждали телепередачу «В гостях у сказки», чтобы посмотреть любимые фильмы-сказки «Василиса Прекрасная» (1939), «Кащей Бессмертный»(1944), «Королевство кривых зеркал» (1963), «Морозко» (1964), «Финист - Ясный Сокол» (1975), где блистательно играл Г. Милляр.Его уникальный старчески дребезжащий голос, худощавая фигура, как нельзя лучше подходили для создания образов сказочных злодеев: Бабы-Яги, Кащея Бессмертного, Лешего, Черта, Чудища морского. Лицо актера не сверкало на обложках журнала «Советский экран», звание народного артиста РСФСР присвоили только к 85-летнему юбилею, но зритель, порой, не зная как выглядит актер в жизни, всегда обожал Г. Милляра и его героев. Милый и застенчивый, утонченный и галантный в жизни, в кино Г.Милляр умудрился сыграть по его собственному определению «всю нечистую силу нашего синематографа».

В 1970-1980 годы Г. Милляр несколько раз приезжал в Геленджик, в 1979 году - на съемки комедии «Если бы я был начальником», где играл роль кавказского деда. Один из эпизодов этого фильма снимался в дегустационном зале магазина «Янтарь» на набережной Геленджика. Опять же по счастливой случайности, в Геленджике жила Александра НиколаевнаЗахарова - племянница его жены, и супруги Милляр не раз приезжали к ней на летний отдых. В один из приездовсостоялась творческая встреча Георгия Милляра с интеллигенцией города-курортав кинотеатре «Романтик».Да, да, в здании на том самом месте, где в 1920-е годы он впервые выступил в театре «Рекорд». После выступления актер передал в дар нашему музею брошюру «Георгий Милляр» с дарственной надписью в несколько строк. Чуть позже, по просьбе сотрудников музеяАлександра Захарова передала в музей новые материалы, среди которых - автобиография, чуть больше десятка уникальных сюжетных фотографий, стихи, в которых Милляр в свойственном ему стиле с ноткой легкой иронии написал о своей актерской судьбе. На обороте многих фотографий его рукой сделаны добрые надписи-пожелания и смешные автографы-зарисовки в виде черта, так как Георгий Францевич всегда считал, что в актерской карьере ему «чертовски» повезло, начиная с театра в Геленджике. Трудолюбие актера поистине поражает. На фотографии 1991 года он запечатлен на съемках последней роли, трудно поверить, но ему в это время было уже 88.

Об актере Г.Милляре написано немало статей, созданы документальные фильмы: «Вся нечистая сила…», «Георгий Милляр», «И в сказке, и в жизни…». В марте 2011 года творчеству актера была посвящена передача Виталия Вульфа «Мой серебряный шар», где помимо кадров из фильмов мы можем услышать живой голос Г. Милляра, в том числе особенно ценные для нас воспоминания о трудных, но по-своему счастливых юношеских годах в Геленджике.

В музее вы можете увидеть фотографии Милляра, трогательный автограф-зарисовку в виде черта, и актер из далекого детства станет вам чуточку ближе и роднее. А дома, быть может, вам захочется вновь пересмотреть любимые фильмы-сказки вместе с детьми и с гордостью им рассказать, что именно в нашем маленьком приморском южном городке началась карьера актера Георгия Францевича Милляра.

Геленджик - удивительный город. По российским меркам очень маленький, но диву даешься, сколько талантливых людей волею случая было связано с Геленджиком в разные периоды его развития.

Ст. научный сотрудник музея

Ольга Фадеева

Предыдущая запись
1-й съезд греков 1991 г.

Четверть века прошло со дня проведения I Всесоюзного съезда греков СССР – это огромное по своей важности историческое событие. На...

Подробнее
Следующая запись
Музейщиками не рождаются, музейщиками становятся.

«Музей- это одно из тех мест, где создается наиболее возвышенное представление о человеке» ,- сказал французский писатель Андре Мальро.

Именно музейные...

Подробнее