В актерской карьере мне «чертовски» повезло: Геленджик в судьбе актера Георгия Милляра

В юбилейный год российского кино в Геленджикском историко-краеведческом музее построена выставка «Киноистория Геленджика». В одной из витрин представлены материалы Георгия Милляра, актерская карьера которого началась именно у нас в Геленджике.

Краткие данные энциклопедического словаря сообщают: Георгий Францевич Милля́р (7.11.1903- 4.06.1993) - актёр театра и кино,народный артист РСФСР (1988). В кино с 1929 года. Острохарактерный актер, мастер гротеска.

Родился в Москве в семье французского инженера Франца де Милляра и дочери иркутского золотопромышленника Елизаветы Журавлёвой. Воспитанием мальчика занимались не только родители, но и гувернантки-француженки, которые учили его языкам, живописи и музыке. Из воспоминаний Георгия узнаем, что именно в детские годы он по-настоящему влюбился в театр: «В семье у нас всегда царила атмосфера музыки, театра. Меня водили в оперетту, где я сидел, почти не дыша, зачарованный красочностью и яркостью увиденного…». Но счастливое беззаботное детство пролетело очень быстро.

Вот тут-то и начинается самое интересное. Журналисты и кинокритики, освещая биографию актера, в один голос утверждают, что с наступлением войны, мама Георгия решила отправить его на лето подальше от Москвы, в тихий Геленджик, где жили его бабушка и дед. О какой войне идет речь, - данные противоречивы. Некоторые источники сообщают, что это было в начале Первой мировой войны, судя по другим – в начале гражданской. На счастье, в фондах Геленджикского музея сохранилась автобиография актера, в которой он пишет: « В 1917 году я поехал на лето в Геленджик к деду и бабке. Фронт гражданской войны отрезал юг от Москвы, и мне пришлось на 5 лет застрять в Геленджике, где я с перерывами продолжал учиться в средней школе. Работал в курортном Управлении, а затем служил штатным бутафором в местном театре. Случалось иногда играть на сцене – заменял заболевших актеров. В Москву вернулся в 1922 году…».

Попытаемся раскрыть, что же стоит за этими сухими анкетными данными. Подробнее узнать, как звали деда, и по какому адресу располагался дом, пока не удалось. Не трудно догадаться, что этот период стал настоящим испытанием в жизни будущего актера. Представьте, что творилось в 1917-1918 годах в Геленджике. По словам самого Георгия «…время было жуткое, город переходил то к белым, то к красным, то к зеленым».К тому же после революции имущество, в том числе и квартира в Москве, было конфисковано, семья осталась без средств к существованию.

Опасаясь большего, родственники предусмотрительно подправили ему фамилию, с этого времени он становится просто Милляром. Георгий продолжил обучение в школе, которая располагалась в здании гостиницы Кордеса неподалеку от современной школы № 3. Позднее Милляр вспоминал: «Наша школа была трехэтажная, деревянная…У себя дома, в Геленджике, я любил устраивать спектакли. Материалом обычно являлась опера «Фауст», которую я знал наизусть. По секрету скажу, даже пел его сам в старом заброшенном сарайчике за домом. Но это были домашние радости. А вот помню один случай, которой позволил мне заслужить успех в масштабах города. Устраивали концерт с большим количеством самых разнообразных номеров. Придумав себе пародийный номер-карикатуру на старый кинематограф, я решил выступить с ним в этом шикарном концерте. Получилось необычно и неожиданно…»

Именно в геленджикский период Георгий начал свой путь в театр. Чтобы как-то обеспечить свое существование, 16-ти летний паренек решил устроиться на работу в театр. Конечно, о карьере артиста в этом возрасте мечтать было, по меньшей мере, смело, поэтому он устроился бутафором. В одном из интервью он вспоминал: «… При любой возможности я старался попасть на спектакли театра «Рекорд» (располагался на месте современного городского выставочного зала по ул. Островского, 16). Вскоре меня пригласили в театр работать бутафором. Время было непростое, на работу я пробирался осторожно, через заборы и сады…». Милляр знал все диалоги наизусть и постоянно стоял за кулисами, наблюдая, критикуя или наслаждаясь магией спектакля. И однажды ему повезло. Актриса, игравшая главную роль в спектакле «Золушка», заболела. Из двух зол – отменять спектакль или срочно искать любую замену – директор театра выбрал второе. Ни о чем не подозревающие зрители в тот вечер искренне аплодировали очаровательной Золушке - 17-летнему Георгию Милляру. Публика не только не узнала в Золушке переодетого парня, но и проводила главную героиню настоящей овацией. «Никогда не забуду тот трепет в душе», - позднее вспоминал актер. С тех пор в геленджикском театре так и повелось: если с кем-то случалась неожиданная беда - на подстраховке всегда был Георгий. Вот так в 1920 году благодаря счастливой случайности с женской роли началась актёрская карьера Георгия Францевича.

Впереди его ждала учеба в Школе юниоров при московском Театре Революции (ныне театр им. Маяковского), роли в театре, судьбоносная встреча на киностудии им. Горького с режиссером-сказочником Александром Роу, множество ярких ролей в кино. Дети 1970-х с нетерпением ждали телепередачу «В гостях у сказки», чтобы посмотреть любимые фильмы-сказки «Василиса Прекрасная» (1939), «Кащей Бессмертный»(1944), «Королевство кривых зеркал» (1963), «Морозко» (1964), «Финист - Ясный Сокол» (1975), где блистательно играл Г. Милляр.Его уникальный старчески дребезжащий голос, худощавая фигура, как нельзя лучше подходили для создания образов сказочных злодеев: Бабы-Яги, Кащея Бессмертного, Лешего, Черта, Чудища морского. Лицо актера не сверкало на обложках журнала «Советский экран», звание народного артиста РСФСР присвоили только к 85-летнему юбилею, но зритель, порой, не зная как выглядит актер в жизни, всегда обожал Г. Милляра и его героев. Милый и застенчивый, утонченный и галантный в жизни, в кино Г.Милляр умудрился сыграть по его собственному определению «всю нечистую силу нашего синематографа».

В 1970-1980 годы Г. Милляр несколько раз приезжал в Геленджик, в 1979 году - на съемки комедии «Если бы я был начальником», где играл роль кавказского деда. Один из эпизодов этого фильма снимался в дегустационном зале магазина «Янтарь» на набережной Геленджика. Опять же по счастливой случайности, в Геленджике жила Александра НиколаевнаЗахарова - племянница его жены, и супруги Милляр не раз приезжали к ней на летний отдых. В один из приездовсостоялась творческая встреча Георгия Милляра с интеллигенцией города-курортав кинотеатре «Романтик».Да, да, в здании на том самом месте, где в 1920-е годы он впервые выступил в театре «Рекорд». После выступления актер передал в дар нашему музею брошюру «Георгий Милляр» с дарственной надписью в несколько строк. Чуть позже, по просьбе сотрудников музеяАлександра Захарова передала в музей новые материалы, среди которых - автобиография, чуть больше десятка уникальных сюжетных фотографий, стихи, в которых Милляр в свойственном ему стиле с ноткой легкой иронии написал о своей актерской судьбе. На обороте многих фотографий его рукой сделаны добрые надписи-пожелания и смешные автографы-зарисовки в виде черта, так как Георгий Францевич всегда считал, что в актерской карьере ему «чертовски» повезло, начиная с театра в Геленджике. Трудолюбие актера поистине поражает. На фотографии 1991 года он запечатлен на съемках последней роли, трудно поверить, но ему в это время было уже 88.

Об актере Г.Милляре написано немало статей, созданы документальные фильмы: «Вся нечистая сила…», «Георгий Милляр», «И в сказке, и в жизни…». В марте 2011 года творчеству актера была посвящена передача Виталия Вульфа «Мой серебряный шар», где помимо кадров из фильмов мы можем услышать живой голос Г. Милляра, в том числе особенно ценные для нас воспоминания о трудных, но по-своему счастливых юношеских годах в Геленджике.

В музее вы можете увидеть фотографии Милляра, трогательный автограф-зарисовку в виде черта, и актер из далекого детства станет вам чуточку ближе и роднее. А дома, быть может, вам захочется вновь пересмотреть любимые фильмы-сказки вместе с детьми и с гордостью им рассказать, что именно в нашем маленьком приморском южном городке началась карьера актера Георгия Францевича Милляра.

Геленджик - удивительный город. По российским меркам очень маленький, но диву даешься, сколько талантливых людей волею случая было связано с Геленджиком в разные периоды его развития.

Ст. научный сотрудник музея

Ольга Фадеева

Предыдущая запись
1-й съезд греков 1991 г.

Четверть века прошло со дня проведения I Всесоюзного съезда греков СССР – это огромное по своей важности историческое событие. На...

Подробнее
Следующая запись
Музейщиками не рождаются, музейщиками становятся.

«Музей- это одно из тех мест, где создается наиболее возвышенное представление о человеке» ,- сказал французский писатель Андре Мальро.

Именно музейные...

Подробнее
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство культуры Краснодарского края
Справочник учреждений культуры Краснодарского края
Золотое кольцо Боспорского царства
Ожившие рисунки
Внутри человека
Япония
Год театра в России