Жизнь, озаренная гением…

В этом году исполняется сто сорок лет со дня рождения выдающегося скульптора современности Степана Эрьзи. Долгие годы его творческая и личная жизнь была связана с геленджичанкой Еленой Мроз.

Елена Мроз… Произносишь это имя и перед мысленным взором появляется «Калипсо», «Спокойствие», «Мечта», «Ева» – эти произведения поражают своей лиричностью, одухотворенностью и выразительностью. Эрьзя создал эти произведения, когда в его жизнь вошла Елена, и на долгие годы стала его музой, ученицей и возлюбленной.

Елена Ипполитовна родилась в интеллигентной семье, в 1898 году в городе Ростове-на-Дону. Закончила городскую женскую гимназию и детскую художественную школу. В 1914 году уехала в Москву, где стала учиться мастерству скульптора в студии А.С. Голубкиной. На следующий год познакомилась с Эрьзей и стала его ученицей. В 1916 году они приехали в Геленджик на летний отдых. Впоследствии скульптор говорил Елене, что никогда в жизни не жил так вольно и беззаботно, как в Геленджике.

Слева направо: Мария Мроз, Эрьзя, Елена Мроз (20 – е годы ХХ в.)

После Октябрьской революции она сопровождала скульптора в село Баево, а затем на Урал. Вместе работали над осуществлением ленинского плана создания монументальной скульптуры в городе Екатеринбурге. В 1921 году они вновь приехали в Геленджик, взяв с собой учителя С. Эрьзи русского скульптора С.М. Волнухина. В это время Степан Дмитриевич работал над деревянной скульптурой «Летящий» из кавказского дуба. Настроение у него было ужасное (умер Волнухин – друг и учитель) и единственное, что его могло утешить, была работа. Елена Ипполитовна писала впоследствии: «Мы мало с кем встречались, Степан Дмитриевич любил работать в саду, сделал из дуба скульптурную фигуру, назвал ее «Летящий». Наделенный неиссякаемой фантазией, он представил свою скульптуру в образе мифического существа с головой юноши, которая склонена к правой руке, левая заложена за спину. Глаза «Летящего» закрыты, он находится в состоянии покоя, но, несмотря на это, от скульптуры исходит ощущение полета: поток воздуха несет его… Данное ощущение присутствует благодаря пластическому решению скульптором образа, фактуре древесины и обработке материала. Облик юноши полон печали и грусти. Возможно, это образ «души» недавно покинувшего Эрьзю учителя и друга, перешедшего в другой мир. Или образ Морфея – бога сна, который приходит к людям, принимая разные образы, и будит в их душах нечто несбыточное…

Прожив в Геленджике до глубокой осени, Елена с Эрьзей переехали сначала в Новороссийск, затем в Батуми, где она работала под руководством учителя над оформлением Дома Союзов горняков Азербайджана. Уезжая из Баку, они расстались. Елена вернулась в Геленджик, прожив в нашем городе четыре года, работая над проектами парковых скульптур для украшения здравниц города. В Новороссийске сделала бюст Фрунзе и два скульптурных портрета краснофлотцев. В 1930 году она уехала в Москву, приняла участие в оформлении сельскохозяйственной выставки (ВДНХ). В 1937 году стала членом Союза художников СССР. Некоторое время жила в Грозном, затем вновь вернулась в Москву, где на протяжении многих лет жила и работала. Постоянно участвовала в выставках. Создала произведения такие как: «Партизанка», «Мир Вьетнаму», «Отдых», «Скрипачка», «Светлана», «Мордовка» и другие. В ее работах чувствуется влияние Эрьзи: они пластичны и выразительны.

Е.И.Мроз (70 – е годы ХХ в.)

После возвращения Эрьзи в СССР, они часто встречались. Елена Ипполитовна нежно заботилась о нем. Вместе с Еленой Ипполитовной жила ее сестра Мария Ипполитовна. Они часто приглашали Степана Дмитриевича на обед ( в фондах нашего музея хранится записка, в которой Елена и Мария приглашают его отобедать у них) Встречаясь, часто вспоминали о днях давно минувших . Но вместе жить не стали, так как это были уже чужие друг другу люди с разным менталитетом. 12 января 1984 года Елены Мроз не стало. Мы признательны за то, что благодаря этой женщине, Степан Эрьзя почтил своим присутствием наш город и в «истории» Геленджика запечатлено имя великого скульптора.

Дом, где жил Эрьзя, принадлежал родителям Елены Мроз. В 1907 году они приобрели участок, и через два года была построена дача. Дом утопал в зелени, декоративное озеленение сохранилось до конца ХХ века. Первоначально семья выезжала на летний отдых, а когда девочки разъехались, родители переехали на постоянное место жительства. Хозяйкой дома была Мария Валерьяновна, мать Елены (в девичестве Питриаковская). Принадлежала к семье ростовской интеллигенции. Была образована, энергична, увлекалась искусством. После замужества посвятила себя воспитанию дочерей. Видимо любовь к искусству и творчеству девочки унаследовали от матери. Помимо семьи, она занималась общественной деятельностью: была председателем «Общества помощи малоимущим ученицам женской гимназии» в Ростове-на-Дону. Оказывала большое влияние на своих детей. Не препятствовала и с вниманием относилась к их желанию посвятить себя искусству.

Отец Елены, Ипполит Иванович был штурманом 1-го и капитаном 2-го разряда торгового флота на Черном и Азовском морях. По роду деятельности его почти не было дома. Выйдя в отставку, Ипполит Иванович с женой переехали в Геленджик на постоянное место жительства. Его судьба была трагична. После смерти жены Марии Валерьяновны, он жил в Геленджике (дочери к этому времени разъехались). По доносу был репрессирован. В Геленджикском музее хранится копия личного дела тридцать восьмого погранотряда ВОГПУ под № 449 на Ипполита Ивановича. Из доноса видно, как происходила расправа над человеком: «Мроз Ипполит – лишенец без определенных занятий. Имел в Геленджике крупное дачевладение, которым пользовался до 1930 года. Жил исключительно на нетрудовые доходы от сдачи в аренду комнат. Антисоветски настроен и ведет разговоры исключительно антисоветского порядка, увязывая эти разговоры с последними событиями. Связан с контреволюционными элементами. Ведет разлагательную работу среди трудящихся города, дальнейшее пребывание Мроз И.И. в пограничной полосе невозможно. С чем войти в ходатайство в соответствующие органы». Этот документ написан, видимо, малограмотным человеком, но достаточно отражает то страшное время, когда честного, интеллигентного человека в 70 лет, по доносу, могли арестовать ни за что и посадить в тюрьму. …Он умер в Кемеровской области в Тевризской тюрьме.

Старшая сестра Елены - Мария была балериной, закончила хореографическое училище по классу балета, преподавателем которого был Мордкин Михаил Михайлович – артист императорских театров в Москве.

В 20-е годы прошлого века, Мария приезжала на гастроли в Новороссийск с театром «Гротеск»; в Геленджик, где выступала на сцене городского театра «Рекорд». Некоторое время жила в нашем городе и вела балетный класс в помещении театра. Долгое время жила в Батуми и других городах нашей страны. В последние годы жизни жила с Еленой в Москве.

Это была дружная семья, которая сразу приняла и обогрела Эрьзю. После смерти матери, Марии Валерьяновны, дом унаследовали Елена, Мария и их отец. Но Ипполит Иванович был репрессирован, а судьба дочерей сложилась так, что они утратили все права на родительский дом. Он был национализирован и стал одним из корпусов местного санатория им. Ломоносова. Затем это здание по ходатайству геленджикского музея было взято на учет, как памятник истории местного значения с охранной зоной 0,25 га». В 1986 году была установлена мемориальная доска с информацией о том, что в этом доме в 1916 и 1921 годах останавливались великие скульпторы России – С.Д. Эрьзя и С.М. Волнухин.

Затем на базе бывшего дома семьи Мроз был запроектирован мемориально-выставочный комплекс, предназначенный стать центром художественной культуры Геленджика. В 90-е годы прошлого века в период экономического кризиса и реформ в России планы музея были нарушенны. Финансирование прекратилось. Шли годы… Здание начало рушиться, и было утрачено навсегда. Эти обстоятельства погубили прекрасные замыслы. Но, тем не менее, несмотря на все невзгоды, дух Эрьзи незримо присутствует в нашем городе, озарив жизнь Елены и ее семьи своим гением. Сейчас на этом месте находится гостиница «Александрия». В год 130-летия со дня рождения С. Эрьзи состоялось торжественное открытие 2-ой мемориальной доски перед бывшим домом семьи Мроз Это дань уважения и преклонения геленджичан перед памятью великого скульптора.

Старший научный сотрудник

Геленджикского музея

Небиеридзе Т.А.

Предыдущая запись
Музейщиками не рождаются, музейщиками становятся.

«Музей- это одно из тех мест, где создается наиболее возвышенное представление о человеке» ,- сказал французский писатель Андре Мальро.

Именно музейные...

Подробнее
Следующая запись
Экспонат №1 Геленджикского историко-краеведческого музея

К 185-летию Геленджикского военного укрепления

Совсем скоро, 28 июля 2016 года, мы будем отмечать...

Подробнее
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство культуры Краснодарского края
Золотое кольцо Боспорского царства
Ожившие рисунки
Япония
Год театра в России