Из истории Геленджикской набережной

Сегодня Геленджик стал одним из самых привлекательных курортов Краснодарского края. Случилось это благодаря уникальным природно-климатическим факторам, развитой инфраструктуре Геленджика, и конечно же, великолепной городской набережной. С ее строительством в облике нашего города появился шарм и ухоженность процветающего курорта.

А начиналось благоустройство с поселением в этих местах в начале ХХ века столичной интеллигенции. По инициативе действительного статского советника царской канцелярии дворянина Михаила Михайловича Рейнке, основателя Геленджикского музея, было создано Общество содействия благоустройству курорта Геленджик, на средства которого были построены ротонда, курзал, приморский бульвар, набережная, по которой так любили совершать променад дамы высшего света. Конечно, белоснежной бетонной балюстрады тогда еще не было. Набережную от остального пространства отделял штакетник из кольев.

В начале 1910-х гг. обществом была проложена шоссейная дорога, которая связала центр с отдаленным Тонким мысом, с курортным местечком, получившим название Солнцедар. Было налажено бесперебойное сообщение этого района автомобилями, общественными линейками. До центра можно было добраться и морем, в том числе парусными прогулочными катерами и моторными лодками.

Ко многим своим начинаниям общество привлекало известных в то время специалистов — архитекторов, инженеров, агрономов, врачей.

Давайте подробнее остановимся на одном из таких замечательных проектов, сделавших набережную курорта более удобной и безопасной - укреплении северо-западного берега Геленджикской бухты. К проведению этих работ в 1911 году был привлечен инженер путей сообщений, профессор из Санкт-Петербурга, с 1929 по 1939 г. заведующий кафедрой водных путей и портов Ленинградского политехнического института им. М.И.КалининаАлександр Владимирович Шафалович, проектировавший также Волховскую и Днепровскую ГЭС, пермский гидроузел и гидроузлы на р. Иртыш.

В фондах нашего музея хранятся уникальные фотографии известного геленджикского фотографа начала ХХ века А.Я.Кривоноса, запечатлевшие моменты проведения берегоукрепительных работ. На фотографиях мы видим высокого, худощавого статного мужчину в белом френче, фуражке с кокардой, который следит за данным процессом. Это и есть Александр Шафалович.

В проведении берегоукрепительных работ А.Шафалович использовал наработки французского инженера Поля Дековиля, изобретателя легких переносных узкоколейных железных дорог. Примененная Шафаловичем технология Дековиля называлась «Сuirasse flexible» (фр.) - гибкая кираса, гибкая защита.

На берегу были установлены деревянные опалубки, в них помещались сетки из арматуры, которые заливались бетоном. Между квадратами секций делался дренаж для стока осадков. Секции небольшими ступеньками спускались к морю, повторяя рельеф склона.

Эти берегоукрепительные сооружения позволили прекратить абразию берега: предотвратить его размывание и осыпание - и прослужили достаточно долго.

Как часто бывает в жизни, один незаурядный человек, словно магнитом. притягивает в свой круг таких же незаурядных людей. Так случилось и с Александром Шафаловичем (1884-1939 гг.). С Геленджиком этого человека связывает не только реализация проекта по укреплению берега. Он состоял в родстве с известным в нашем городе человеком - преподавателем Екатеринодарской женской гимназии, врачом, впоследствии основательницей детского костно-туберкулезного санатория (ДКТС) и его бессменным руководителем Ольгой Федоровной Трабша. А.Шафалович — муж младшей сестры Ольги Федоровны, Елизаветы.

К сожалению, у нас нет сведений о том, как в дальнейшем сложилась судьба А.В.Шафаловича. Он ушел из жизни в 55 лет, в 1939 году, возможно, был репрессирован, но документов, подтверждающих этот факт, нет. Хочется верить, что судьба была к нему более милосердной.

Во многом благодаря смелым начинаниям Общества содействия благоустройству курорта Геленджик и неравнодушию таких людей, как А.Шафалович, наш город спустя годы стал благоустроенным курортом европейского уровня.

С.Соловьева, науч. сотрудник Геленджикского историко-краеведческого музея

Предыдущая запись
В одном ряду с шедеврами мировой культуры

Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации (Госкаталог) - это электронная база данных, которая является учетным документом, содержащим основные сведения о...

Подробнее
Следующая запись
Музей как объект культурного туризма на примере структурного подразделения Геленджикского историко-краеведческого музея «Батарея № 394 капитана А.Э. Зубкова».

Посетитель современного музея очень требователен к качеству обслуживания. Он желает быть не только сторонним наблюдателем, но и активным участником музейной...

Подробнее
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство культуры Краснодарского края
Справочник учреждений культуры Краснодарского края
Золотое кольцо Боспорского царства
Ожившие рисунки
Внутри человека
Япония
Год театра в России