Согласно указу президента Владимира Путина — 2019 год объявлен годом театра. На сайте нашего музея в течении года будет представлена театральная история нашего города — курорта.

В конце XIX - начале XX веков Геленджик называли « дачей русской интеллигенции». Из разных городов Российской Империи сюда приезжали на отдых представители дворянства и русской интеллигенции. Это были люди образованные, хорошо знавшие русскую и зарубежную культуру, поэтому им большей мере был присущ интеллектуальный вид досуговых занятий, Не случайно в своих имениях хозяева устраивали домашние спектакли : например, В. Г. Короленко с семьей, приезжая на отдых в Джанхот, развлекались постановками пьес русских писателей. Его дочери Софья и Наталия играли в спектакле по поэме Н.А. Некрасова « Русские женщины», Софья была в роли губернатора, а Наталья в роли княгини Трубецкой.( из воспоминаний Ляхович) Интересен факт из донесения Кубанского областного жандармского управления Черноморской губернии: « ..спектакль « Власть тьмы» был поставлен в саду во дворе Бровко. Фурманов пригласил из Новороссийска артистов, 26 апреля 1903г была репетиция. Зрителями были поселяне Геленджика, приятели Бровко Е. А. После репетиции актеры разошлись, а Фурманов в сарае прочел оставшейся публике рассказ Васюкова « Петро Киссель».( Е. Бровко -геленджичанин, толстовец, Фурманов- состоял под надзором полиции)

В 1913 году в Геленджике был построен первый зимний кинотеатр «Рекорд», братьями Александром и Василием Мостовыми. С этого времени театральное искусство курорта стало развиваться в традициях русского классического театра. Первая труппа состояла из актеров профессионалов и артистов- любителей. Приезжая на отдых профессиональные актеры из разных городов России, с удовольствием играли в « Рекорде». Пьесы выбирались классические: Ф. Шиллер, А. Островский. Уделялось внимание оперному искусству

Интересна постановки оперы Дж. Верди « Травиата». В 1918 году в Геленджике жили сестры Евгения Модестовна и Ольга Модестовна Роде, Ольга Модестовна в прошлом была студенткой Петроградской консерватории. В их доме образовался своеобразный музыкальный салон: местные и приезжие музыканты часто бывали у сестер, устраивали музыкальные вечера. Постепенно это переросло в общество любителей театра. Ольга Роде стала председателем этого общества. Они арендовали « Рекорд». Там был зал со сценой, а под ней артистические уборные. ( Членами театрально — музыкального общества были, по воспоминаниям Евгении Модестовны Роде , Каклюгин Виктор Константинович — скрипач, Пясковский Константин Павлович- виолончелист и прекрасный конферансье, Драматическая актриса Мария Дмитриевна Кареева, которая имела большой успех у публики.) К обществу присоединились в дальнейшем Дитерихс- Габар Марта Франциевна- пианистка из Санкт- Петербурга, А.Бессель — тенор и другие. На одном из заседаний общества было решено поставить оперу Дж Верди « Травиата» ( руководствуясь возможностями , составом участников и декорациями). Солистами были Ольга Роде, Бессель, а так же был приглашен артист Мариинского Петроградского театра Павлов ( он в Новороссийске имел свою студию, преподавал пение). После шести месяцев репетиций, 29 июня 1919 года состоялась премьера оперы. Успех и сбор был полный.

С 1917 по 1921 годы в Геленджике жил юный Георгий Францевич Милляр, именно в нашем городе началась его артистическая карьера: с женской роли Золушки в Геленджикском театре « Рекорд». Фото на планшете.

Одной из нашумевших постановок музыкально- театрального общества в Геленджике были сцены из оперы Чайковского « Пиковая дама». Надо заметить, хотя политическая обстановка в нашем городе была не стабильна: Геленджик занимали, то красные, то белые, то зеленые, но культурная жизнь «била ключом», видимо это было связано с тем, что к нам из столичных городов устремлялись представители творческой интеллигенции, чтобы в провинции переждать драматические события, происходившие в России.

В 20 -30 годы в ходе культурной революции большое распространение получили самодеятельные театральные коллективы. В 1922 году к нам приехал из Москвы Борис Адамович Корш с супругой и дочерью. В столице он был режиссером частного театра Ф. А. Корша ( брата Б. А Корша). Помимо преподавательской работы, он организовал небольшую театральную студию. Студийцы с увлечением работали над своей дикцией, учились художественному чтению, решению сценических задач. Борис Адамович посвящал их в тайны актерского мастерства. . 2 мая 1923 года в бывшем театре « Рекорд», переименованном в 1920 году в « Рот- Фронт», состоялась премьера этого спектакля. Успех был неожиданным и ошеломляющим. В эти же годы был основан межсоюзный клуб «Медсантруд», на базе рабоче - крестьянского клуба лесозавода, располагался на углу улиц Ленина и Серафимовича. В этом клубе в 1931 году Б. А Корш создает молодежный театр « Синяя блуза». Там же работала театральная труппа, куда входили местные самодеятельные и профессиональные ( из Москвы, Харькова, Ленинграда) актеры. В среднем Репертуар был классическим: ставили сцены из произведений Л. Толстого «Плоды просвещения», Ф. Шиллера « Коварство и любовь», В. Гюго « Собор Парижской Богоматери»; полные спектакли по пьесам: Б. Лавренева « Разлом», Билль-Белоцерковского « Шторм», А.Корнейчука « Платон Кречет». Состав труппы периодически менялся, перед войной драматический коллектив стал более стабильным, большим успехом у геленджичан пользовались спектакли «Шельменко- деньщик» Г. Квитко- Основьяненко. «Майская ночь», в которых играли супруги Байда- Суховей.

В 70- х годах прошлого столетия в Геленджике был создан театр миниатюр «Диалог» под руководством Ю. Б. Карасева, на базе городского Дворца культуры города. В 1980 году театру было присвоено звание « Народного». В основном репертуар состоял из интермедий писателей сатириков М. Жванецкого, М. Ленча. Свои спектакли театр представлял в геленджикских здравницах, сельских клубах. Ездил на гастроли в Калининскую, Владимирскую области, где артисты театра выступали перед тружениками села. В 1987 году театру было присвоено звание лауреата премии комсомола Кубани им. Н. Островского.

Помимо « Диалога», во дворце культуры был создан народный драматический театр под руководством В. П. Герасименко. В 80-х годах коллектив поставил нашумевшую в свое время пьесу А.Гельмана « Мы, нижеподписавшиеся». В труппу входили представители творческой интеллигенции города: Лидия Корниловна Колоскова — главный хранитель Геленджикского музея, Юрий Нафанаилович Шальнов- профессиональный художник, член Союза художников СССР. При народном театре была создана молодежная студия с двухгодичным обучением, на занятиях обучали актерскому мастерству, сценической речи. Репертуар театра был разнообразным: пьеса А. Островского « Свои люди, сочтемся», пьесы советских драматургов Володарского, Варфаламеева, Петрушевской.

В 90-х годах прошлого века в Геленджике был создан детский театр «Радуга» на базе городского Дворца культуры. Руководителями являлись супруги Грицаенко. Первый спектакль был поставлен на основе четырех сказок , спектакль назвали « Сказка за сказкой». Затем новая премьера « Путешествие в королевство книги». В 2001 году пьесой « Прощай , овраг» театр открыл 1 Всероссийский фестиваль детско- юношеских любительских театров « «Лазурная маска», Был удостоин звания « Лауреата фестиваля» и получил награду « Лазурную маску».

Небиеридзе Т. А.


Предыдущая запись
Этот хрупкий мир цветов

Природа щедро одарила своими богатствами наш город. Живописный горный ландшафт, обилие теплых солнечных дней, целебный горно-морской воздух. Все эти природные...

Подробнее
Следующая запись
Звезда на небосклоне культуры Геленджика (о работнике культуры Н.А. Прозоровской)

40 лет свой трудовой деятельности отдала культуре города-курорта Геленджик обаятельная женщина, высокий профессионал, любящий свое дело, Нина Алексеевна Прозоровская. Приехав...

Подробнее
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство культуры Краснодарского края
Золотое кольцо Боспорского царства
Ожившие рисунки
Япония
Год театра в России