История театральной жизни Геленджика.

Согласно указу президента Владимира Путина — 2019 год объявлен годом театра. На сайте нашего музея в течении года будет представлена театральная история нашего города — курорта.

В конце XIX - начале XX веков Геленджик называли « дачей русской интеллигенции». Из разных городов Российской Империи сюда приезжали на отдых представители дворянства и русской интеллигенции. Это были люди образованные, хорошо знавшие русскую и зарубежную культуру, поэтому им большей мере был присущ интеллектуальный вид досуговых занятий, Не случайно в своих имениях хозяева устраивали домашние спектакли : например, В. Г. Короленко с семьей, приезжая на отдых в Джанхот, развлекались постановками пьес русских писателей. Его дочери Софья и Наталия играли в спектакле по поэме Н.А. Некрасова « Русские женщины», Софья была в роли губернатора, а Наталья в роли княгини Трубецкой.( из воспоминаний Ляхович) Интересен факт из донесения Кубанского областного жандармского управления Черноморской губернии: « ..спектакль « Власть тьмы» был поставлен в саду во дворе Бровко. Фурманов пригласил из Новороссийска артистов, 26 апреля 1903г была репетиция. Зрителями были поселяне Геленджика, приятели Бровко Е. А. После репетиции актеры разошлись, а Фурманов в сарае прочел оставшейся публике рассказ Васюкова « Петро Киссель».( Е. Бровко -геленджичанин, толстовец, Фурманов- состоял под надзором полиции)

В 1913 году в Геленджике был построен первый зимний кинотеатр «Рекорд», братьями Александром и Василием Мостовыми. С этого времени театральное искусство курорта стало развиваться в традициях русского классического театра. Первая труппа состояла из актеров профессионалов и артистов- любителей. Приезжая на отдых профессиональные актеры из разных городов России, с удовольствием играли в « Рекорде». Пьесы выбирались классические: Ф. Шиллер, А. Островский. Уделялось внимание оперному искусству

Интересна постановки оперы Дж. Верди « Травиата». В 1918 году в Геленджике жили сестры Евгения Модестовна и Ольга Модестовна Роде, Ольга Модестовна в прошлом была студенткой Петроградской консерватории. В их доме образовался своеобразный музыкальный салон: местные и приезжие музыканты часто бывали у сестер, устраивали музыкальные вечера. Постепенно это переросло в общество любителей театра. Ольга Роде стала председателем этого общества. Они арендовали « Рекорд». Там был зал со сценой, а под ней артистические уборные. ( Членами театрально — музыкального общества были, по воспоминаниям Евгении Модестовны Роде , Каклюгин Виктор Константинович — скрипач, Пясковский Константин Павлович- виолончелист и прекрасный конферансье, Драматическая актриса Мария Дмитриевна Кареева, которая имела большой успех у публики.) К обществу присоединились в дальнейшем Дитерихс- Габар Марта Франциевна- пианистка из Санкт- Петербурга, А.Бессель — тенор и другие. На одном из заседаний общества было решено поставить оперу Дж Верди « Травиата» ( руководствуясь возможностями , составом участников и декорациями). Солистами были Ольга Роде, Бессель, а так же был приглашен артист Мариинского Петроградского театра Павлов ( он в Новороссийске имел свою студию, преподавал пение). После шести месяцев репетиций, 29 июня 1919 года состоялась премьера оперы. Успех и сбор был полный.

С 1917 по 1921 годы в Геленджике жил юный Георгий Францевич Милляр, именно в нашем городе началась его артистическая карьера: с женской роли Золушки в Геленджикском театре « Рекорд». Фото на планшете.

Одной из нашумевших постановок музыкально- театрального общества в Геленджике были сцены из оперы Чайковского « Пиковая дама». Надо заметить, хотя политическая обстановка в нашем городе была не стабильна: Геленджик занимали, то красные, то белые, то зеленые, но культурная жизнь «била ключом», видимо это было связано с тем, что к нам из столичных городов устремлялись представители творческой интеллигенции, чтобы в провинции переждать драматические события, происходившие в России.

В 20 -30 годы в ходе культурной революции большое распространение получили самодеятельные театральные коллективы. В 1922 году к нам приехал из Москвы Борис Адамович Корш с супругой и дочерью. В столице он был режиссером частного театра Ф. А. Корша ( брата Б. А Корша). Помимо преподавательской работы, он организовал небольшую театральную студию. Студийцы с увлечением работали над своей дикцией, учились художественному чтению, решению сценических задач. Борис Адамович посвящал их в тайны актерского мастерства. . 2 мая 1923 года в бывшем театре « Рекорд», переименованном в 1920 году в « Рот- Фронт», состоялась премьера этого спектакля. Успех был неожиданным и ошеломляющим. В эти же годы был основан межсоюзный клуб «Медсантруд», на базе рабоче - крестьянского клуба лесозавода, располагался на углу улиц Ленина и Серафимовича. В этом клубе в 1931 году Б. А Корш создает молодежный театр « Синяя блуза». Там же работала театральная труппа, куда входили местные самодеятельные и профессиональные ( из Москвы, Харькова, Ленинграда) актеры. В среднем Репертуар был классическим: ставили сцены из произведений Л. Толстого «Плоды просвещения», Ф. Шиллера « Коварство и любовь», В. Гюго « Собор Парижской Богоматери»; полные спектакли по пьесам: Б. Лавренева « Разлом», Билль-Белоцерковского « Шторм», А.Корнейчука « Платон Кречет». Состав труппы периодически менялся, перед войной драматический коллектив стал более стабильным, большим успехом у геленджичан пользовались спектакли «Шельменко- деньщик» Г. Квитко- Основьяненко. «Майская ночь», в которых играли супруги Байда- Суховей.

В 70- х годах прошлого столетия в Геленджике был создан театр миниатюр «Диалог» под руководством Ю. Б. Карасева, на базе городского Дворца культуры города. В 1980 году театру было присвоено звание « Народного». В основном репертуар состоял из интермедий писателей сатириков М. Жванецкого, М. Ленча. Свои спектакли театр представлял в геленджикских здравницах, сельских клубах. Ездил на гастроли в Калининскую, Владимирскую области, где артисты театра выступали перед тружениками села. В 1987 году театру было присвоено звание лауреата премии комсомола Кубани им. Н. Островского.

Помимо « Диалога», во дворце культуры был создан народный драматический театр под руководством В. П. Герасименко. В 80-х годах коллектив поставил нашумевшую в свое время пьесу А.Гельмана « Мы, нижеподписавшиеся». В труппу входили представители творческой интеллигенции города: Лидия Корниловна Колоскова — главный хранитель Геленджикского музея, Юрий Нафанаилович Шальнов- профессиональный художник, член Союза художников СССР. При народном театре была создана молодежная студия с двухгодичным обучением, на занятиях обучали актерскому мастерству, сценической речи. Репертуар театра был разнообразным: пьеса А. Островского « Свои люди, сочтемся», пьесы советских драматургов Володарского, Варфаламеева, Петрушевской.

В 90-х годах прошлого века в Геленджике был создан детский театр «Радуга» на базе городского Дворца культуры. Руководителями являлись супруги Грицаенко. Первый спектакль был поставлен на основе четырех сказок , спектакль назвали « Сказка за сказкой». Затем новая премьера « Путешествие в королевство книги». В 2001 году пьесой « Прощай , овраг» театр открыл 1 Всероссийский фестиваль детско- юношеских любительских театров « «Лазурная маска», Был удостоин звания « Лауреата фестиваля» и получил награду « Лазурную маску».

Небиеридзе Т. А.


Предыдущая запись
Этот хрупкий мир цветов

Природа щедро одарила своими богатствами наш город. Живописный горный ландшафт, обилие теплых солнечных дней, целебный горно-морской воздух. Все эти природные...

Подробнее
Следующая запись
Звезда на небосклоне культуры Геленджика (о работнике культуры Н.А. Прозоровской)

40 лет свой трудовой деятельности отдала культуре города-курорта Геленджик обаятельная женщина, высокий профессионал, любящий свое дело, Нина Алексеевна Прозоровская. Приехав...

Подробнее
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство культуры Краснодарского края
Золотое кольцо Боспорского царства
Год театра в России
Сокровища геленджикского музея