Альбом «Малая земля. Новороссийский десант. 1943» с фронтовыми зарисовками художника Павла Яковлевича Кирпичева стал основой урока «Настоящие герои». Альбом был подарен художником геленджикскому музею в 1974 году. Кирпичев создал этот бесценный материал о героях- малоземельцах на передовых позициях юго-западного побережья Цемесской бухты.

Художник, рискуя жизнью, писал портреты черноморских краснофлотцев непосредственно в траншее во время ожесточенной перестрелки. Рисунки до последнего штриха являются историческим свидетельством.Плацдарм Малая земля существовал 225 дней, но фронтовые зарисовки созданы в период с мая по август. Это короткий совместный боевой путь защитников Новороссийска и московского художника Кирпичева. Но важно, как Павел Яковлевич относился к командировке на Северо-Кавказский фронт. В своих воспоминаниях он подчеркивал: «Я был там не от начала до конца, всего три месяца. Но какие – три!», называл себя малоземельцем. Каждый созданный портрет был ему дорог, как свидетельство мужества советского народа.

Урок «Настоящие герои 1943 года глазами военного художника Кирпичева П.Я.», судя по откликам, стал для школьников разных возрастов глубоким погружением в историю Великой Отечественной войны, вызвавшим эмоциональное сопереживание участникам тех трагических лет. Дедловская Г.Н., классный руководитель 4Г геленджикской школы №5 в книге отзывов подтверждает, что «мероприятие оставило неизгладимый след в каждой детской душе».

Сам Павел Яковлевич до конца своих дней в 1999 году неоднократно говорил: «Чем больше времени отделяет нас от тех дней, тем острее чувствуешь, как велико их место в твоей жизни». Он вспоминал, что среди многочисленных персональных выставок, самой дорогой для него была на Малой земле. Тогда в 1943 году фронтовые зарисовки, сделанные им на боевом посту, прикрепили канцелярскими скрепками к телефонным проводам, протянутым вдоль траншеи. Эту импровизированную выставку посетило около ста бойцов в короткие минуты перерыва между боями. Живой отклик краснофлотцев в жаркий августовский день навсегда запомнился художнику, который считал эту выставку своим главным вкладом в Победу. На его правдивых фронтовых зарисовках навечно запечатлены известные и неизвестные настоящие герои.

После войны художник неоднократно приезжал в Новороссийск и Геленджик на встречи ветеранов Великой Отечественной войны. Например, в 1968 году в дни празднования 25-летия освобождения Новороссийска, фронтовые зарисовки П. Кирпичева демонстрировались в художественной галерее города, который лишь 14 сентября 1973 года получит почетное звание «город-герой».

Среди посетителей выставки был геленджичанин Г.Васюков, который в местной газете «Прибой» опубликовал замечательные воспоминания о комсомольской молодости. Оказалось, что одним из примечательных моментов его юности было знакомство с московским студентом Павкой Кирпичевым! И эта публикация, найденная в фондах нашего музея, живописно раскрывает биографию замечательного художника.

Так на фотопортрете, наиболее часто фигурирующем в интернете, Павел Яковлевич изображен с трубкой. Васюков, впервые увидевший Кирпичева в 1923 году, сразу отметил дымящую трубку при девятнадцатилетнем парне. Собственно, весь облик выдавал решительную натуру Павки. За плечами Кирпичева висел холщовый мешок, с боку у пояса – финский нож и одет был в солдатскую гимнастерку с обрезанными выше локтей рукавами. Студент ВХУТЕМАСА (Высших художественно-технических мастерских в Москве) до Новороссийска доехал на поезде, а оттуда стал путешествовать по берегу Черного моря. Кирпичев, будучи комсомольцем, сразу предложил комсомольской ячейке хутора Бетта выпускать стенгазету. Учитывая, что в то время две трети жителей хутора были неграмотны, удачно нарисованные Павлом карикатуры в первом выпуске были всем понятны.

Павел через год приехал уже с отцом, работавшим в редакции московской газеты «Беднота». При встрече с профессиональным журналистом комсомолец Вася Вощилин получил одобрение и похвалу за «окрепшую» яркую стенгазету. И в успех налаженного выпуска свой вклад привнёс Кирпичев. Оказывается, Павел весь год присылал на юг посылки с журналами, чтобы комсомольцы Бетты могли хотя бы вырезать картинки в качестве иллюстраций. Рисовать то никто из местных не умел! Интересная деталь биографии дополнила портрет личности Павла Яковлевича и расширила понимание обстановки того времени. Этот человек с юных лет, где бы ни оказывался, был активным участником событий.

Павла Яковлевича Кирпичева с нами нет уже 20 лет, но исследовательская работа позволяет узнавать многогранность не только конкретной человеческой судьбы, но и историко-художественного наследия нашего края.

Балуева Т.Г., мл.н/сотрудник отдела

«Батарея №394 капитана А.Э. Зубкова»

Предыдущая запись
Звезда на небосклоне культуры Геленджика (о работнике культуры Н.А. Прозоровской)

40 лет свой трудовой деятельности отдала культуре города-курорта Геленджик обаятельная женщина, высокий профессионал, любящий свое дело, Нина Алексеевна Прозоровская. Приехав...

Подробнее
Следующая запись
Фронтовые письма. Историческая память (по материалам фондов Геленджикского музея)

Время все больше отдаляет нас от событий Великой Отечественной войны, все меньше остается в живых тех, кто был свидетелем и...

Подробнее