Петр Андреевич Павленко был известен в Советском Союзе, как писатель, кинодраматург, журналист. Его путь в писательском деле можно с уверенностью назвать целеустремленным. Судите сами: после вступления в 1920 году в ряды ВКП(б), занимался партийной работой в Азербайджане и Грузии. От Закавказья был делегатом XIII партийного съезда в 1924 году. Деятельность по сплочению коммунистических рядов выражалась в написании материалов по партийным вопросам. П.А. Павленко печатался в красноармейской газете «Красный воин» и газете «Заря Востока». С 1924 по 1927 год он работал в Турции в советском торгпредстве, и по впечатлениям получилась книга очерков «Стамбул и Турция». На основании материала, записанного им в поездке по Туркмении, опубликована повесть «Пустыня» в 1930 году. У П.А. Павленко, после знакомства с писателем Максимом Горьким, выходит в печать роман «Баррикады», посвященный событиям Парижской Коммуны. Роман «На Востоке», написанный после поездки на Дальний Восток, делает Петра Андреевича известным писателем. В 30-годы П. Павленко начинает пробовать свои силы в кинодраматургии, создавав сценарий по собственному роману «На Востоке», и сценарии для фильмов «Александр Невский», «Яков Свердлов».

В 1932-1938 годах П. Павленко редактировал журнал «30 дней», затем горьковский альманах «Год XVII». На I Всесоюзном съезде советских писателей он был избран членом Правления Союза Советских писателей, а с 1938 по 1941 год был членом Президиума Союза Советских писателей. В 1938 году Павленко П.А. награждается орденом Ленина, а в 1940 г. орденом Красной Звезды за участие в советско-финской войне.

Журналистская деятельность Петра Андреевича в годы Великой Отечественной войны охватила огромную географию. Специальный корреспондент центральных газет «Правда» и «Красная звезда» полковник Павленко побывал на многих фронтах, в том числе на Северо-Кавказском в 1943 году.

Поездке журналиста на Северо-Кавказский фронт предшествовала его плодотворная работа написания текста к документальному фильму «Разгром немецкой армии под Москвой». 4 марта 1943 года кинохроника советских режиссеров Леонида Варламова и Ильи Копалина, благодаря сотрудничеству 15 фронтовых кинооператоров и сценариста П.А. Павленко, получила от Национального совета кинокритиков США премию «Оскар». На латунной табличке статуэтки было выбито: «За героизм русского народа при защите Москвы и за работу над фильмом в условиях чрезвычайной опасности». Высочайший профессионализм киногруппы и музыку «Пятой симфонии» П. Чайковского одобрил и вождь советского народа – И.В. Сталин, при просмотре произнеся: «Один хороший фильм стоит нескольких дивизий». Журналист Павленко, получив высокую оценку Верховного главнокомандующего, был откомандирован на юг, на Черное море, где бойцы 18 Армии мужественно защищают Новороссийск. И этот период пребывания спецкора Павленко на участке Геленджик-Новороссийск стоит отметить особо.

В марте 1943 года военкор Павленко посещает артиллерийскую батарею №394 черноморской береговой обороны. Про самую эффективную артиллерийскую батарею уже знают на Северо-Кавказском фронте, благодаря статьям фронтовой газеты «На страже». Но военкор Павленко готов написать о зубковцах в центральную газету «Красная Звезда». Ведь, как сформулировано в приказе от 16 марта 1943 года о награждении орденом Красного Знамени, полковник Павленко П.А. «бывал на передовых, встречался с лучшими людьми фронта и писал о них в газетах, личным участием и советом помогал сделать газеты достойными боевых подвигов бойцов и командиров».

Рассказ «На высоком мысу» впервые опубликован 14 марта 1943 года в №61 газеты «Красная звезда», затем вошел в сборник «На высоком мысу» («Военмориздат», 1943 г.). Петр Андреевич записывал подробности артиллерийской службы, общаясь с комендорами и командирами, запоминал случаи из боевой жизни. И у мастера писательского дела получилось донести до читателя атмосферу напряженной борьбы за город и морской порт Новороссийск. Вот абзац из большой авторской статьи, дающее представление о боевой обстановке на мысу Пенай: «Не было уже ни леса, ни старых тропинок, ни тишины девственного уюта, а был холм, развороченный тяжелыми снарядами, в воронках, рытвинах, пнях, со следами прежних, теперь уже осыпавшихся или раздробленных тропинок и пунктиром новых, еще не нахоженных, но тоже разбитых и засыпанных. Истерзанные деревья с переломанными, расщепленными, срезанными стволами и обгоревшей кроной редкими группами торчали по склону.

В истории борьбы на этом участке фронта, борьбы ожесточенной, изобилующей сотнями драматических эпизодов, борьбы, характерной тем, что немцы так и не продвинулись здесь, – батарея Зубкова займет почетнейшее место. Это был маленький Малахов Курган по живучести и упорству, ни на минуту не прекращавший огня и ни разу не помышлявший о перекочевке, потому что, как ни терзали его немцы, он терзал их гораздо сильнее». Эта заметка является «золотым фондом» отечественной журналистики периода Великой Отечественной войны.

Гостеприимные батарейцы вручили Павленко портсигар, сделанный вручную комендором В.Умрихиным, впоследствии бережно хранимый писателем в ялтинском доме, ныне являющийся литературным музеем. Петр Андреевич жил в Крыму с 1945 по 1951 гг., где руководил Крымской писательской организацией до своей кончины 16 июня.

Балуева Т.Г., мл.н/сотрудник отдела

«Батарея №394 капитана А.Э.Зубкова»

Предыдущая запись
Вера, Отвага, Доблесть и Честь! (о подполковнике, командире вертолета МИ-8 Битюцком С.Е.)

Даже встретив его однажды, непременно запомнишь это суровое с виду, привлекательное лицо.

Теплый взгляд умных серо-голубых проницательных глаз. Едва заметная...

Подробнее
Следующая запись
Победа в лицах…

Кинооператор Аркадий Юлианович Левитан и фотокорреспондент Евгений Ананьевич Халдей – военные профессионалы, запечатлевшие фото- и кинокамерой освобождение города-героя Новороссийска в...

Подробнее
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство культуры Краснодарского края
Справочник учреждений культуры Краснодарского края
Золотое кольцо Боспорского царства
Ожившие рисунки
Япония
Год театра в России