Кинооператор Аркадий Юлианович Левитан и фотокорреспондент Евгений Ананьевич Халдей – военные профессионалы, запечатлевшие фото- и кинокамерой освобождение города-героя Новороссийска в 1943 году. 16 сентября будет отмечаться 76-я годовщина этого исторического события периода Великой Отечественной войны.

На тематическом уроке «С лейкой и блокнотом, а то и с пулеметом сквозь огонь и стужу мы пройдем» рассказывается о кино-фото наследии обозревателей Великой Отечественной войны, в частности, репортажи с передовых позиций Северо-Кавказского фронта. Учащиеся старших классов знакомятся с воспоминаниями кинооператоров. Один из них – В.В.Микоша – так сформулировал принцип, которым он руководствовался, когда снимал бой: «Мы все были твердо уверены, что надо снимать только героизм. А героизм – это преодоление страха, страдания, боли, бессилия, преодоление обстоятельств, преодоление самого себя».

Подрастающее поколение, спустя десятилетия, благодаря репортажам фронтового кинооператора А.Ю.Левитана и фотокорреспондента Е.А.Халдея, могут увидеть детали новороссийской освободительной операции. Аркадий Левитан прибыл на Северо-Кавказский фронт для съемки боев за Новороссийск 7 сентября. Он своей первейшей операторской задачей считал необходимость творческого решения кадра и ракурса съемки. Его кинокадры соединились с сюжетами других операторов в хронику «Новороссийск освобожден» от 16 сентября 1943 года. Сбор кинооператоров с боевым материалом красноречиво описан в воспоминаниях И.Аронса: «У разрушенного вокзала, как и было заранее условлено, встретились кинооператоры Северо-Кавказского фронта – Г.Асланов, А.Левитан, А.Каиров, Д.Каспий, Д.Шоломович, М.Пойченко, В.Петров, С.Стояновский, А.Сологубов, А.Казначеев, Л.Мазрухо и начальник фронтовой группы М.Трояновский. Любопытная была картина – все операторы, в том числе и я, примостившись на городских развалинах, засунув руки в перезарядные мешки, перематывали с кассет отснятую пленку. А на фронтовом аэродроме уже ждал специальный самолет, который и доставил в Москву снятый материал».

Такое же боевое задание – запечатлеть портреты бойцов Новороссийской военно-морской базы – имел и фотокор Халдей. Он сделал сотню боевых снимков, бережно хранимых в музеях Геленджика и Новороссийска. Портреты артиллеристов, моряков, летчиков, снайперов и сюжетные фотографии демонстрируются на выставках о Великой Отечественной войне.

Кинокамера Левитана и фотообъектив Халдея фиксировали, как советские воины преодолевали испытания, о тяжести которых не понаслышке знал маршал Жуков. Георгий Константинович в своей книге «Воспоминания и размышления» писал: «18 апреля мне было поручено вылететь на Северо-Кавказский фронт. В 18-ю армию генерала К.Н. Леселидзе мы прибыли вместе с наркомом Военно-Морского флота Н.Г. Кузнецовым, командующим ВВС А.А. Новиковым и работником Генштаба генералом С.М. Штеменко. Ознакомившись с обстановкой, силами и средствами армии и моряков Черноморского флота, все пришли к выводу о невозможности в то время проводить какие-либо усиленные мероприятия по расширению новороссийского плацдарма, который именовался тогда в войсках Малой землей. Всех нас тогда беспокоил один вопрос, выдержат ли советские воины испытания, выпавшие на их долю, в неравной борьбе с врагом, который день и ночь наносил воздушные удары и вел артиллерийский обстрел по защитникам этого плацдарма». Современное подрастающее поколение, благодаря кинохронике Левитана и фотографиям Халдея, может увидеть, как мужественно советские бойцы преодолевали эти суровые испытания.

А боевые пути фотокора, кинооператора и маршала ещё соединятся в 1945 году. Спустя время, 8 мая, они оказались в пригороде Берлина, где Г.К. Жуков скрепил своей подписью Акт о безоговорочной капитуляции вражеской армии. Церемония подписания Акта проходила в небольшом зале военно-инженерного училища в Карлсхорсте. В помещении находились представители Высшего командования СССР, союзных войск, побежденной армии, и маршал Жуков руководил дипломатическим протоколом. Советское командование создало специальные группы из кинооператоров, фотографов, звукооператоров для тщательного документирования этого момента.

У П-образного стола возникло плотное кольцо, состоявшее из кинооператоров и фотографов. Военные кинооператоры: Владимир Томберг, Михаил Посельский, Борис Соколов, Роман Кармен, Аркадий Левитан. Среди фотокорреспондентов были Георгий Петручев, Евгений Халдей, Тимофей Мельник. Они искали оптимальные точки съемки, надеясь на удачное стечение обстоятельств. Евгений Халдей мастерски сделал кадр с центральной фигурой маршала Жукова, напряженная поза которого отображает волнующий момент — через секунды глава немецкой делегации фельдмаршал Вильгельм Кейтель окончательно признает поражение в войне. Жуков создавал историю Победы, Левитан и Халдей документировали её на кино-фотоплёнке. Они по-разному решали свои профессиональные задачи, но их объединяло беззаветное служение Родине.

Георгий Константинович Жуков – масштабная личность, повлиявшая на ход мировой истории. Аркадий Юлианович Левитан и Евгений Ананьевич Халдей – профессионалы, чье мастерство зафиксировало фото- и кинокамерой трагическое шествие этой истории. Мы, через 74 года, благодаря работам фронтового кинооператора А.Ю.Левитана и фотокорреспондента Е.А.Халдея, можем видеть горечь поражения и радость победы воинов Советской Армии. Музейные сотрудники бережно хранят «золотой фонд» исторических кадров, которые рассказывают молодежи о пути российского народа к Победе.

Т.Г.Балуева, мл.н/сотрудник

отдела «Батарея №394 капитана А.Э.Зубкова»

Предыдущая запись
Посвящается 120-летию со дня рождения (11 июля 1899 — 16 июня 1951 гг.) советского писателя, военного журналиста Петра Андреевича Павленко.

Петр Андреевич Павленко был известен в Советском Союзе, как писатель, кинодраматург, журналист. Его путь в писательском деле можно с уверенностью...

Подробнее
Следующая запись
«А что Вы с этим будете делать?»

Такой вопрос не раз слышали сотрудники музея, предлагая жителям и гостям курорта принять участие в акции «Красное Знамя Победы», проходившей...

Подробнее
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство культуры Краснодарского края
Золотое кольцо Боспорского царства
Ожившие рисунки
Япония
Год театра в России