« ТОРИКОС»

В 1988 году в культурной жизни Геленджика произошло знаменательное событие - был открыт муниципальный театр «Торикос». Художественным руководителем профессиональной труппы стал Анатолий Михайлович Слюсаренко. Родился в Геленджике, закончил театральное училище, 14 лет проработал в театрах Сибири и Северного Кавказа. Приехал в Геленджик с семьей и друзьями- профессиональными актерами. Сначала появился театр — студия в одном из геленджикских подвалов. Через три года артисты получили здание Клуба рыбаков. Труппа состояла из 15 — 20 человек профессиональных актеров. Театр сразу привлек к себе внимание и стал своеобразной достопримечательностью курорта. В презентации своего репертуара труппа себя позиционировала следующим образом: « театр «Торикос» - это мы. Мы — это люди , которые жили романтической мечтой объединиться и создать свой Театр — театр живой, меняющийся, страстный, честный..... Наш театр — это эксперимент, поиск, риск».

Первый выход и сразу успех: на ежегодных фестивалях « Кубань - театральная», в 1989 году « Торикос» был лучшим и получил Гран-при фестиваля. На последующих театр получал награды за режиссуру и актерский ансамбль.

В жизни театра самым знаменательным событием был международный фестиваль в Коста- Рика. За семь дней фестиваля актеры театра «Торикос» сыграли 5 спектаклей.

Труппа театра играла не только в родном городе, но и в других городах России и за рубежом ( Германии, Франции). Время существования театра «Торикос» было одним из самых ярких периодов в культурной жизни Геленджика. В городе стали проводиться фестивали. Кого только у нас не было: « Академия дураков» В. Полунина, в 1993 году был фестиваль авторских театров «Июньский парадиз», в 1994 г- фестиваль нескучного театра «Барабулька» . Целую неделю на улицах и площадках города выступали известные коллективы из разных городов нашей страны: « Группа товарищей», « Микосы» Т. Дуровой, московский театр « О кей», сакт- петербургский «Фарсы». За свою десятилетнюю творческую работу в 1997 году « Торикос» получил грант фонда Сороса - 15 тыс долларов.

Главным художником театра был А. Завалий. Профессиональный художник, член Союза художников России, автор интересных и необычных произведений. Его творчество поражает многообразием жанров. Каждый спектакль имел свою афишу! Причем образную, не раскрывающую сюжет, а привлекающую внимание парадоксальным интригующим изображением. В фондах нашего музея хранятся афиши спектаклей: « Машинистки» Миррея Шизгела - Он и Она, каждый из них пытается подобрать ключик к сердцу другого, но безуспешно, они обречены остаться одинокими. На афише изображены две половинки сердца, ключ на одной половинке явно не подходит к другой.

Одним из лучших спектаклем была постановка « Любовь дона Перлимплина», ( Г. Лорка). Автор пьесы Ф. Г. Лорка назвал ее « Набросок большой драмы». «Любовь дона Перлимплина» масштабная постановка. Много в ней было воплощено находок Анатолия Слюсаренко, как сценических, так и эстетических. Спектакль был им буквально выстрадан. Сюжет казалось бы очень банален: молодая жена и старый муж. Идея спектакля — человека, не способного к любви, ценой своей любви, жизни и пролитой крови научить любить. Эта идея и была отражена на афише. Спектакль имел большой успех.

Второй спектакль «Дорогая, я не слышу, что ты говоришь, когда в ванной течёт вода» по пьесе американского драматурга Роберта Андерсена. Судьба артиста в жестоком капиталистическом мире потребления! Мире, который , образно говоря, «и шкуру с тебя сдерёт!» (Суть и отражена в афише). Мире, в котором человек ради куска хлеба готов поступиться моральными и нравственными принципами.

Одной из значительных работ театра была постановка « Медеи» по пьесе Людмилы Разумовской . Этот спектакль , несмотря на то, что создан на основе древнегреческого мифа, о современной жизни: о любви, предательстве, измене, расплате. Характер Медеи настолько трагичный и взрывоопасный , что она ассоциируется с одной стороны с потоками раскалённой лавы , а с другой- это античная трагическая маска ( на этот спектакль были созданы две афиши).

Впервые в нашей стране «Торикос» поставил спектакль ирландского драматурга Джона Санга «Источник святых». Он и Она живут в каком-то вымышленном идеальном мире, потому, что они слепые от рождения и реального мира никогда не видели. Каждый из них представляет своего партнера также идеальным эталоном красоты. Они жаждут прозреть, чтоб увидеть мир во всей красе! Тут как раз подвернулся святой, который осуществил их мечту, но увиденное их разочаровало и не совпало с их представлениями , произошло столкновение мира иллюзий с жесткой реальностью. И это находит отражение в афише.

Афиша к спектаклю « Преступление и наказание» по М. Зощенко. Сюжет вы видели это первая новелла фильма режиссера Гайдая « Не может быть». Супер- идея этого спектакля отражена в афише: продается все и искусство тоже.

Помимо взрослых спектаклей « Торикос» играл спектакли для детей: это были новогодние постановки: « Аленький цветочек», карнавальное шоу « Нептуния». Постановка « Мифы и легенды радужной барабульки», « Однажды в Африке»- сказка про зверей. Так же играли программные школьные спектакли по русской классике: « Не все коту масленница», « Плавала чарочка по сладкому меду» по пьесам А. Островского, « Горькая судьбина» по пьесе А. Писемского.

Началась перестройка в стране, муниципальный театр был реорганизован в театральный зрелищный центр... Очень жаль, что в городе не стало такого прекрасного театра....


Небиеридзе Т. А.

Предыдущая запись
История фронтового письма летчика Ивана Манцызова

В фондах Геленджикского историко-краеведческого музея хранятся фронтовые письма, каждое из которых — настоящая реликвия того времени. Среди них есть письмо,...

Подробнее
Следующая запись
СУДЬБЫ ЛЮДСКИЕ

30 октября 1991 года в России отмечается День Памяти жертв политических репрессий. В этот день вспоминают о трагедии миллионов семей,...

Подробнее
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство культуры Краснодарского края
Золотое кольцо Боспорского царства
Год театра в России
Ночь искусств