Новый год в станице Геленджикской

Чтобы понять, как сложились новогодние традиции жителей нашего региона, давайте вспомним историю заселения Черноморского побережья. По окончании Кавказской войны (1817-1864) в наши края потянулись обозы переселенцев. В 1864 году на пространстве от Геленджика до Туапсе были основаны 12 станиц Шапсугского берегового батальона. В Геленджикском районе было основанно 5 станиц: Геленджикская, Адербиевская, Пшадская, Береговая, Вуланская. Был сформирован «Шапсугский пеший береговой батальон». В соответствии с отчетом «О состоянии Кубанского казачьего войска» за 1868 г. – на службе батальона находились пластунская и баркасная команды. Пластунская команда – 100 казаков, цель – «военно-полицейская и административная служба в районе своих полков», в ряде документов имеются уточняющие формулировки: «для поисков за беглыми разбойниками», «для ловли горских разбойников», «для очищения гор от беглых горских разбойников».

В 1870 г. утверждается Положение о переводе батальона в гражданское ведомство: «Жители станиц Шапсугского пешего берегового батальона ККВ, принадлежащие к казачьему сословию, обращаются в гражданское состояние и, вместе с жителями Кабардинского и Армавирского поселков, причисляются к обывателям Черноморского округа».

Офицеры станиц причислялись к дворянству Ставропольской губернии, а урядники и казаки – к сословию крестьян-собственников. Офицеры, пожелавшие остаться в казачьем сословии, могли заявить об этом в течение шести месяцев и в случае согласия военного начальства обязаны были переселиться в станицы ККВ.

Казаки не только несли военную службу, но и сами вели своё домашнее хозяйство, обустраивали быт. В основном казаки строили себе жилища из турлука (самана) — смеси глины и соломы и белили их. Хозяйство на новом месте давалось казакам нелегко. Бросовые каменистые почвы были непригодны для выращивания привычных для них культур (пшеницы, ржи, ячменя), поэтому в станицах занимались садоводством, виноградорством, овощеводством и рыбной ловлей. Землю обрабатывали с помощью плуга, запряженного парой волов (позднее волов заменили лошади).

Главные праздники в станице были тесно связаны с церковным календарем, и, конечно, венцом календарного года было Рождество. Казаки всегда были опорой Государства, столпом Веры и защитниками Отечества. Только казакам разрешено приходить в церковь при шашке. Это стародавний обычай. Откуда он? Может, прояснит его казачья легенда?

Суть такова: когда-то, после принятия казаками крещения православного, понадобилась Господу людская подмога. Вот и обратился он к людям. Крестьяник и боярин отговорились занятостью. И вспомнил тут Господь о казаках. Может, их попросить? Воззвал Господь к казаку. А казак тот сидит, саблю точит, казачата вокруг него шастают, а жена сидит на лавке — бешмет казаку чинит. Услышав зов, встрепенулся казак, чегой-то стал на пальцах прикидывать. И ответствует он Вседержителю так: «Господи! Дай мне, Родимый, пять минут сроку. А на шестой минуте я к тебе поскачу!».

— А на что тебе такой малый срок? — Спросил Господь.

Казак удивился: «Для казака — это срок не малый, а нужен мне он вот для чего: казачат у меня восемь, на каждого по пол-минутке, того четыре минуты. Попрощаться значит. А с любимой женой меньше чем за минуту не обнимусь-поцелуюсь. Того пять…» На шестой минуте вскочил казачина на коня и поскакал помогать Всевышнему. Только вот шашку, что точил, в спешке не до конца в ножны заправил. За то и разрешил Господь казакам ходить в храм Божий при сабле-шашке и повелел во время чтения святого Евангелия приобнажать клинок в знак верности Православию и как напоминание о тех давнишних событиях. Такова сказка-легенда.

Вот и на нашей выставке хозяева готовятся к празднику: хатка чисто убрана, стол покрыт нарядной красной скатертью, на ней самовар с бубликами, каравай свежего хлеба только из печи. Готовы угощения для дорогих гостей. Икона в Красном углу дома украшена новым, вышитым хозяйкой, рушником.

В 1915 году селение Геленджик получает статус города. К этому моменту население Геленджика увеличивается из-за притока переселенцев со всей Российской империи, а также украинцев, греков, армян, немцев и др., которые вносят свой вклад в развитие небольшого курортного городка.

Ах, двадцатый век, двадцатый век! Сколько надежд, сколько иллюзий породил он в людских сердцах! Загадывали, каким он будет, строили планы, фантазировали, давали прогнозы. В каждом уважающем себя городе, в том числе и в Геленджике, создавался общественный комитет, готовился новогодний бал, объявлялся конкурс костюмов под девизом нового века.

В таком новогоднем костюмированном балу в Геленджике в 1900 году приняла участие и красавица Л.К. Вульф, урожденная Масалова. Специально для встречи нового столетия Любовь Константиновна сшила роскошное кремового цвета платье с кокошником и штандартом «Торжество ХХ века». Платье и кокошник были атласными, с ручной росписью, пояс, шлейф и жилет-болеро сделаны из тонкой парчи. К поясу прикреплён редикюль с золотой надписью «2000» — год, который казался таким далёким, таким таинственным, таким сияющим!

По представлению красавицы, двадцатое столетие обещало быть стабильным, богатым, счастливым — счастливым для всех без исключения народов, населявших тогда обширную Российскую империю, и поэтому юбка этого удивительного наряда расписана вручную картой России, а по всему подолу расположены искусно нарисованные фигурки людей, в ярких национальных костюмах. Предполагалось, что далекий 2000-ый год станет апогеем процветания страны, и атласный редикюль королевы бала был наполнен денежными (правда, тоже ненастоящими) купюрами. Парчовый жилет при каждом шаге позванивал нашитыми на него монетками: копейками, динарами, пфеннигами — весь мир приносил дары на алтарь нового столетия! Кокошник, был изготовлен специально к реальной встрече нового столетия — накануне 1901 года. Похожий по форме своей на парадную диадему или малую корону, он тоже расписан вручную: центр занимает изображение Государственной Думы в Санкт-Петебурге — этого «царя в голове» России, а по обе стороны от него — изображения культурных и исторических символов страны: Медного Всадника и знаменитых коней с Аничкова моста. Платье было подарено дочерью «царицы бала» Ганиной Н.Г., представительницей интеллигенции Геленджика.

Дачники и жители города, кроме того готовили праздничные корзинки с угощениями для многодетных семей, делали щедрые пожертвования Церкви. Полки торговых лавок и магазинчиков ломились от лакомств и деликатесов, елочных украшений, свечей для елок, поздравительных открыток, в том числе и с видами природных красот Геленджика. Администрация цементного завода (существовавшего в Геленджике до 1929г.) устраивала новогоднюю елку для детей рабочих завода.

Украинцы привезли традицию новогодних колядок и украшения новогоднего дерева вкусными угощениями, сделанными своими руками: фигурным печеньем, яблоками, орехами.

Символом армянского нового года была не елка, а «дерево жизни» - его связывали и скрепляли пшеничной соломой, украшали самодельными игрушками. На столе было много сладких блюд с медом, орехами, сухофруктами. В новогоднюю ночь люди прощали друг другу все обиды и дарили крупное красное яблоко в знак примирения и любви.

Для адыгов новый год ассоциировался с победой светлых сил над темными. На праздничном столе изобилие мясных блюд и обрядовых пирогов.

Греки, освятив плод граната в церкви, по возвращении домой разбивали его об пол: чем ярче зерна и больше их выпадет из граната, тем больше счастливых дней будет в году. Также очень важно, кто первым войдет в дом после полуночи, лучше, если это будет ребенок — ведь его помыслы чисты и невинны.

У осетин и дагестанцев традиции во многом совпадают с русскими. Украсить хвойное дерево, одеть лучшие одежды, накрыть праздничный стол с нечетным количеством пирогов: три-пять-семь, фигурками из теста. Наутро во дворах жгли костры, возле которых собирались домочадцы. По преданию, в огне сгорает всё плохое.

И в XIX, и в XX, и в XXI веке люди, провожая старый год и встречая Новый, ожидали хороших перемен, благополучия, желали процветания стране и счастья своим близким. Всего этого мы, жители многонационального Геленджика, от души желаем друг другу и сегодня, в начале 2020 года!

Заведующий отдела ОМР

В.Г. Батаева

Предыдущая запись
Строения БС № 394

В 1941 году на территории батареи №394 были построены командный пункт, химический пост, артиллерийские погреба, жилые и хозяйственные помещения, где...

Подробнее
Следующая запись
Время радостей и надежд

Новый год, Рождество, Старый Новый год - любимые праздники россиян. Прогуливаясь по набережной курорта, невозможно не окунуться в...

Подробнее
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство культуры Краснодарского края
Золотое кольцо Боспорского царства
Год театра в России
Сокровища геленджикского музея
ВОВ